Основные направления развития сестринского дела. Основные направления реформы сестринского дела. Имеются определенные перспективы последипломного повышения квалификации медицинских сестер с высшим образованием


Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 1. …Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации.


Обучение пациентов и семьи оценка потребностей человека и его семьи определение проблем, которые могут быть решены путем сестринских вмешательств вовлечение пациента и его ближайшего окружения в профилактику и реабилитацию Оценка знаний и навыков членов семьи подготовка и предоставление адекватной информации помощь пациенту и ближайшему окружению в освоении необходимых навыков Осуществление сестринского ухода с включением сестринских вмешательств по профилактике по реабилитации по психологической поддержке человека или семьи Функции сестринского персонала (бюро ВОЗ по сестринскому делу)


Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 2. Низкая заработная плата сестринского персонала. 3. Уравнительные подходы к оплате труда. 4. Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием. 5. Низкий престиж профессии.


Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 6. Несоответствие ФГОСа среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения. 7. Невысокое качество преподавания. 8. Отсутствие системы непрерывного медицинского образования




Низкая мотивация работников здравоохранения Низкая мотивация работников здравоохранения Недостаточный уровень оплаты труда Средняя заработная плата в здравоохранении составила 8870 рублей, Средняя заработная плата среднего медицинского персонала 4546 рублей У 38% работников здравоохранения зарплата ниже прожиточного минимума Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов - 50 Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов


Наиболее важные проблемы в области управления здравоохранением низкая заработная плата и уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкая социальная защищенность и престиж профессии, несоответствие ФГОС среднего медицинского образования современным потребностям здравоохранения, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации 12


Основные приоритеты Программы развития сестринского дела в России до 2020 года развитие государственной и общественной системы развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью, управления сестринской деятельностью, создание правовых, организационных и экономических создание правовых, организационных и экономических условий развития сестринского дела в России, условий развития сестринского дела в России, повышение качества и доступности сестринской помощи, повышение качества и доступности сестринской помощи, мотивация населения к сохранению и укреплению мотивация населения к сохранению и укреплению здоровья, формирование культа здорового образа жизни. здоровья, формирование культа здорового образа жизни. Автор слайда И.МИСКАРЯН 13


Цель развития сестринского дела повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности. 14


Задачи развития сестринского дела Формирование условий для повышения Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой и материально - технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами; 15


Задачи развития сестринского дела совершенствование системы управления совершенствование системы управления сестринской деятельностью путем повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения; совершенствование системы оплаты труда совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела, с учетом специфики их работы, уровня образования, а также по результатам труда; 16


Задачи развития сестринского дела совершенствование системы профессиональной совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, путем формирования высоко квалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции; обеспечение управления сферой научной обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела; 17


Первый этап: гг. Подготовка нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, применения новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи 18


Первый этап: гг. завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, информатизация деятельности сестринского персонала, внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи. 19


Первый этап: гг. осуществление мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике, разработка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний специалистами со средним медицинским образованием. 20


Первый этап: гг. Продолжение реализации национального проекта « Здоровье » по направлениям: развитие первичной медико - социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий, повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации, снижение заболеваемости и смертности от социально - значимых заболеваний. 21


Второй этап: гг. повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием, создание системы социальной защиты сестринского персонала, осуществление поэтапного перехода к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи, проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест, 22


Второй этап: гг. внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием, обеспечение преемственности действий медицинских служб каждого уровня на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата, 23


Второй этап: гг. придание приоритета профилактической работе для всех категорий персонала со средним медицинским образованием в системе первичной медико - санитарной помощи, развитие патронажно - реабилитационной медицинской помощи, включающее создание сети учреждений восстановительного лечения, реабилитации, медицинского ухода, унифицированное оснащение ЛПУ оборудованием в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи. 24


1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. 1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения. 4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала. 5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. 3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения. 4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала. 5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест. 6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей. 9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины. 10. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности. 8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей. 9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины. 10. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ



Изучив эту тему , вы узнаете:

  • причины, направления и события эпохи реформирования сестринского дела в России;
  • периодические печатные издания для сестринского персонала в России;
  • основные направления деятельности сестринского персонала в медицинских организациях;
  • предпосылки, сущность и основные направления реформы сестринского дела в России;
  • решения международной научно-практической конференции по реформе сестринского дела в России (Голицыно, 1993);
  • содержание резолюций I и II Всероссийских съездов средних медицинских работников;
  • уровень подготовки медицинских сестер в России;
  • роль и задачи Российской Ассоциации медицинских сестер (РАМС);
  • значение проведения научных изысканий в сестринском деле;
  • дальнейшие перспективы развития сестринского дела в России.

Основные понятия: система подготовки сестринского персонала, ФВСО,

направления деятельности сестринского персонала, школы для больных с хроническими заболеваниями, хоспис, паллиативная помощь, РАМС, МСМ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОБЫТИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ

К причинам, породившим необходимость реформирования, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта.

Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:

  • сестринского образования;
  • практической деятельности;
  • проведения научных исследований в сестринском деле;
  • самоуправления и консолидации сестринской профессии;
  • развития международного сотрудничества.

Выделим основные события реформирования сестринского дела в России (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Основные события эпохи реформирования сестринского дела в России

Основополагающие события

Открытие в Москве первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием

Конференция по сестринскому делу в Туле

Национальный сестринский семинар в Ростове-на-Дону

Появление в номенклатуре образовательных специальностей в сфере здравоохранения специальности «сестринское дело» вместо «медсестринская»

Конференция по сестринскому делу в Звенигороде

I Европейская конференция по сестринскому делу (Вена)

Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием (Тула)

Открытие первого хосписа в России (С.-Петербург)

Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 «Об открытии специальности «сестринское дело» (в высшей школе)

Открытие первых колледжей и первых факультетов ВСО (ММА им. И.И. Сеченова, Самарский государственный медицинский университет, Курский государственный медицинский университет...). Первые шаги по созданию многоуровневой системы подготовки сестринского персонала (базовый - повышенный - высший)

Образование инициативной группы по созданию Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России

Открытие Свято-Димитриевского училища сестер милосердия (Москва)

Открытие факультета повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием при РМАПО

Прекращение издания журнала «Медицинская сестра»

Конференция по сестринскому делу в рамках международного проекта «Новые сестры для новой России» в Голицыне

Основание журнала «Медицинская помощь»

Принятие «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»

Создание первого в стране экспериментального отделения сестринского ухода (мини-госпиталя) на базе Санкт-Петербургского медицинского центра им Л. Соколова (при ЦМСЧ-122)

Регистрация Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России (МАМС)

Основополагающие события

Защита диссертации на соискание степени доктора медицинских наук Г.М. Перфильевой «Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз)»

Создание сотрудничающего с ВОЗ Центра по сестринскому делу и акушерству на базе факультета высшего сестринского образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (директор - проф. Г.М. Перфильева)

Выход первого номера журнала «Сестринское дело»

Начало занятий по очно-заочной форме обучения стажированных медсестер на ФВСО (С.-Петербург, Самара, Оренбург)

Всероссийская конференция по сестринскому делу «Проблемы и перспективы развития сестринского дела» (27-28 июня, С.-Петербург). На конференции принят в первом чтении разработанный МАМС «Этический кодекс медсестры России»

Издание пакета учебных материалов по сестринскому делу в рамках проекта ВОЗ «LEMON» (Leaning Materials On Nursing )

  • 1996-

Введение в действие Государственных образовательных стандартов по 10 медицинским специальностям

Всероссийская конференция по сестринскому делу (26-28 мая, С.-Петербург). Принятие Этического кодекса медицинской сестры России. Создание постоянно действующего Комитета по этике при МАМС (председатель А.Я. Иванюшкин)

Участие в XXI конгрессе МСМ (Ванкувер, Канада) двух российских медсестер в качестве гостей. Президентом МСМ избрана датская медсестра Кирстен Стал- кнехт

Приказ Минздрава России от 24.07.97 г. № 217 «0 совершенствовании послевузовской подготовки медицинских и фармацевтических кадров в интернатуре»

Открытие стационарного отделения Первого московского хосписа (18 сентября). С 1994 г. функционирует выездная служба

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 «0 мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»

Открытие Центра медсестринских исследований на базе училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием при ЦМСЧ-122 (С.-Петербург, ноябрь)

Приказ Минздрава России от 31.12.97 № 390 «0 мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации»

Принятие мировым сообществом программы «Здоровье для всех в XXI столетии»

Всероссийская конференция по сестринскому делу (июнь, С.-Петербург)

I Всероссийский съезд средних медицинских работников (3-5 ноября, С.-Петербург). Одобрен в основном проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ

Возобновление издания журнала «Медицинская сестра»

Основополагающие события

Создание Американским Международным союзом здравоохранения Института лидерства для подготовки медсестер из стран СНГ и Центральной и Восточной Европы к роли международных лидеров

Участие российских сестер в качестве гостей в международной конференции, посвященной 100-летию Международного Совета сестер

Утверждение Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в РФ

Создание Совета по сестринскому делу при Минздраве России. Появление в Минздраве РФ должности главного специалиста по сестринскому делу

Приказ Минздрава РФ от 09.01.2001 № 4 «Об отраслевой Программе развития сестринского дела в России»

Создание Межрегиональной общественной организации операционных медицинских сестер. Основная деятельность организации направлена на проведение межрегиональных и международных конференций, посвященных общим и отдельным проблемам деятельности операционных медицинских сестер

Зарегистрирована общественная организация медицинских сестер республики Татарстан, которая на данный момент объединяет уже около 11 тысяч членов

Принятие российских медсестер в члены Международного совета медсестер

III Всероссийский съезд средних медицинских работников (15-16 октября, г. Екатеринбург). На нем была утвержден проект Программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы.

Последний массовый набор студентов по специальности «Сестринское дело» в вузах России

Создание Некоммерческого Партнерства «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» (НП «АСВСО»),

Министерство образования и науки РФ утвердило и ввело в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГ0С ВП0) по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»)

Открытие в 1979 г. первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, проведение в 1986-1988 гг. семинаров и конференций, начавшуюся с 1987 г. аттестацию средних медицинских работников можно считать отправными точками последующих изменений в сестринском деле и в сознании врачей и медсестер.

В 1988 г. в Вене была созвана I Европейская конференция по сестринскому делу, в итоговых документах которой отмечалась необходимость изменений в подготовке, практике и управлении сестринским обслуживанием.

В рамках принятых в Вене практических рекомендаций на 1988- 2000 гг. Европейское бюро ВОЗ выдвинуло и реализовало следующие приоритетные задачи: разработка учебных материалов по СПИДу для медсестер; создание, перевод, адаптация к местным условиям и распространение пакета учебных материалов по сестринскому делу (LEMON); развитие лидерства в сестринском деле; подготовка преподавателей и менеджеров; содействие созданию национальных планов развития сестринского дела и т.д.

В 1989 г Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием обсудило место сестринского персонала в отечественной системе здравоохранения и приняло рекомендации по выполнению решений Венской конференции. Это положило начало процессу, который продолжается, несмотря на социально-политические катаклизмы.

Одним из самых значительных периодов в реформировании сестринского дела в России (см. табл. 7.1) можно считать 1993 г Летом 1993 г. в подмосковном Голицыне была проведена конференция по теории сестринского дела в рамках Международного проекта «Новые сестры для новой России», осуществляемого Межрегиональной ассоциацией медсестер России и « World Vision International» при финансовой поддержке Агентства Международного развития США (USAID).

На конференции была предпринята попытка понять смысл сестринского дела как профессии, его ценности, и дать определение таким категориям, как пациент, здоровье, окружающая среда и само сестринское дело. В обязательный минимум содержания профессиональных программ по специальностям среднего медицинского и фармацевтического персонала понятие философии сестринского дела было включено в 1997 г.

Философия сестринского дела в России определяет пациента как человека (индивида), который нуждается в сестринском уходе и получает его . В конце 1993 г. право пациента на получение сестринского ухода было законодательно закреплено Конституцией РФ, ст. 41-42 которой гарантируют гражданину охрану здоровья и медицинскую помощь.

Исходя из нее приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые определяют принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок производства медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.

В 1997 г. был принят Этический кодекс медицинской сестры России, определяющий важнейшие задачи профессиональной деятельности сестры, взаимоотношения сестры с пациентами, с коллегами, обществом. Впервые появился документ, касающийся непосредственно деятельности сестринского персонала. Впервые в документе, выделившем деятельность сестры из совокупной деятельности других специалистов государственной системы здравоохранения, появляется категория «права пациента», определяющая тем самым качественно новый субъект-субъектный уровень взаимоотношений в системе «медсестра-пациент». Подчеркивая «гуманистический человекоцентризм» профессии, Кодекс определяет этические нормы поведения медсестры как профессионально важные качества.

В принятой в том же 1997 г. «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» нет, к сожалению, прямых указаний для сестринских служб, что говорит по-прежнему о недооценке возможностей сестринского персонала в реформировании отрасли, хотя состояние здравоохранения характеризуется как приближающееся ктой черте, «за которой следует распад всей системы здравоохранения» .

Однако уже Приказ Минздрава РФ от 31.12.97 №390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» одну из ведущих ролей в реформе здравоохранения, обеспечении качества, доступности и эффективности системы здравоохранения, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводит специалистам со средним медицинским образованием. Поэтому с целью дальнейшего развития сестринского дела в России, упорядочения обязанностей, ответственности и функций специалистов со средним медицинским образованием было решено разработать Государственную программу развития сестринского дела в России. Также приказом утверждено «Положение о главном специалисте по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации» .

В 1998 г. состоялся Первый Всероссийский съезд средних медицинских работников, который одобрил проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ. Основные задачи программы:

  • создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
  • развитие новых организационных форм и технологий сестринской
  • обеспечение качества сестринской помощи населению;
  • повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
  • обеспечение социальной защищенности персонала;
  • совершенствование системы управления сестринскими службами;
  • содействие в развитии профессиональных ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела в России .

В октябре 2004 г. состоялся Второй Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века», основной задачей которого явилось формирование конструктивных предложений по развитию сестринского дела, определению места и роли сестринского персонала в реформировании российского здравоохранения. В Постановлении съезда отмечена необходимость создания Концептуальной модели сестринского дела России, которая должна четко определить место медицинской сестры в системе здравоохранения.

Более подробно ознакомиться с деятельностью сестринского персонала можно на страницах журналов, выпускаемых в нашей стране: «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Вестник Ассоциации медсестер России», «Главная медицинская сестра», «Медицинская помощь», «Сестра милосердия», «Фельдшер и акушерка».

Приказом Минздрава РФ от 09.01.01 № 4 отраслевая Программа развития сестринского дела в РФ утверждена.

Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, поэтому оно не может развиваться автономно, его совершенствование возможно только вместе с реформированием системы здравоохранения в целом, которое, как известно, направлено на создание качественно новых форм оказания медицинской помощи, ориентированных на конечный социально значимый результат в охране здоровья населения.

История развития сестринского дела, начиная с Н.И. Пирогова, С.П. Боткина свидетельствует об интеграции деятельности и образовательного пространства высшей медицинской школы и медицинских училищ. Формируемая сейчас многоуровневая система подготовки специалистов сестринского дела создает реальную преемственность знаний и навыков согласно уровню обучения. Она используется в практике последипломного обучения сестер с высшим образованием, которые наполняют новым смыслом содержание профессии.

Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований. В ряде государств подобный диапазон ролей у медицинских сестер образовался не запланировано и бессистемно. Этот процесс был вызван потребностями населения, а в некоторых странах - стремлением сдержать рост расходов в сфере здравоохранения. Следовательно, специалистам в области планирования стало труднее описывать характер и масштабы медицинской практики, а соответственно, привести навыки и знания сестринского персонала на уровень потребностей населения без дублирования служб.

В некоторых странах существует 15 и более дополнительных категорий сестринского персонала, которые отличаются по степени своей профессиональной подготовки. Сестру, прошедшую подготовку повышенного уровня характеризуют:

· специализация;

· расширенные знания и более совершенные навыки;

· высшее образование и подкрепление практики исследованиями;

· значительная степень независимости в практической работе и самостоятельность в принятии решений»

К причинам, породившим необходимость реформирования сестринского дела в России, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта. Если в большинстве государств Европы реформа сестринского дела началась в середине 70-х гг., то у нас необходимость реорганизации системы оказания медицинской помощи населению по-настоящему осознали только в начале 90-х.

В России возник вопрос о разработке концепции дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Такая концепция была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г. В декабре 1997 г. появился приказ Министерства здравоохранения РФ №390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а в январе 2001 г. - приказ №4 МЗ РФ "Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации". В этот же период (декабрь 2000 г.) Министерство здравоохранения РФ проводит коллегию "О подготовке специалистов по социальной работе, клинических психологов, медицинских сестер с высшим образованием (менеджеров) в вузах Министерства здравоохранения России и их трудоустройстве", а также издает приказ №440 от 20.12.2000г. "О создании Совета Минздрава России по сестринскому делу". Многое из того, что отражено в этих нормативных документах, готовилось в Санкт-Петербурге. «Именно в нашем городе в 1992 г. был открыт первый в России факультет высшего сестринского образования на базе Медицинской академии им. И.И. Мечникова, а в 1999 г. создана кафедра сестринского дела на базе СПбМАПО».

Реформа сестринского дела и образования в России, развитие медицинской науки, внедрение интенсивных медицинских, педагогических и информационных технологий предъявляют новые требования к сестринскому персоналу. В настоящее время формируется современная концепция сестринской специальности. Сестринское дело выделяют в самостоятельную отрасль медицины.

В условиях реформирования сестринского дела и рынка труда к современной медицинской сестре предъявляются высокие требования, касающиеся как хорошего образования, владения манипуляционной техникой, так и наличия критического мышления, коммуникативных и педагогических навыков. Таким образом, рост эффективности медицинской помощи при достаточно высоком уровне образования среднего медицинского персонала позволяет проводить дифференцирование сестринской деятельности, совершенствовать стандарты доврачебной медицинской помощи, определять и нормировать потребности пациента в медицинских услугах, осуществлять контроль и учет медицинской помощи и, следовательно, рационально и экономно использовать ресурсы здравоохранения.

В настоящее время сестринское дело в нашей стране сталкивается со многими проблемами. Прежде всего, это:

· традиционно сложившееся представление о медицинской сестре, только как о помощнике врача;

· низкая заработная плата медицинских сестер;

· выполнение неквалифицированного труда (непосредственно уходу за пациентом медицинская сестра уделяет только 15-20% своего рабочего времени);

· отсутствие стандартов практической деятельности;

· «размытость» и двусмысленность должностных обязанностей;

· большие физические и психологические нагрузки на медицинскую сестру (на одну медицинскую сестру в терапевтическом отделении приходится, как правило, до 30 пациентов);

· постоянный отток квалифицированных сестринских кадров из практического здравоохранения;

· рутинность и отсутствие творческого начала в деятельности медицинской сестры;

· изъяны профессиональной подготовки медицинских сестер;

· недостаточный научный подход к проблемам сестринского дела;

· отсутствие нормативной и правовой базы для самостоятельной сестринской практике, невозможность частной практики;

Нельзя не упомянуть и о консерватизме врачей и, более того, даже некоторой части медицинских сестер к реформам в сестринском деле.

Реформа сестринского образования, «хотя медленно и зачастую болезненно, но продвигается, причем с использованием не революционного, а, скорее, разумного, прагматического подхода: не разрушая то ценное, что накапливалось годами и используя весь передовой зарубежный опыт, но ни в коем случае не копируя его слепо».

В основе реформ лежит стратегия, направленная на всемерное развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сестринского дела. Ключевым звеном реформы стал поворот лечебных организаций к личности медицинской сестры как субъекту деятельности, развитие которого неизбежно повлечет за собой развитие самой организации. Практика требовала специалиста сестринского дела новой формации.

Поэтому реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:

· сестринское образование;

· сестринская практика;

· научные исследования в сестринском деле;

· самоуправление и консолидация сестринской профессии;

· международное сотрудничество.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Реформы, происходящие в настоящее время в здравоохранении, кардинальным образом призваны преобразовать систему сестринского дела и образования в России. Полномочия современной медицинской сестры-менеджера должны быть гораздо шире, чем у ее предшественниц, выполнявших чисто технические функции помощницы врача.

Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях: сестринское образование; сестринская практика; научные исследования в сестринском деле; самоуправление и консолидация сестринской профессии; международное сотрудничество.

К причинам, породившим необходимость реформирования, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестёр, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта.

Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:

Проведение научных исследований в сестринском деле;

Реформирование сестринского образования;
-реформирование практической деятельности;
-развитие международного сотрудничества;
-самоуправление и консолидация сестринской профессии. Выделим основные события реформирования сестринского дела в России (табл.).

Открытие в 1979 г. первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием; проведение в 1986-1988 гг. семинаров и конференций; начавшуюся с 1987 г. аттестацию средних медицинских работников можно считать отправными точками последующих изменений в сестринском деле, и, в первую очередь, в сознании как врачей, так и медсестёр.

В 1988 г. в Вене была созвана I Европейская конференция по сестринскому делу, в итоговых документах которой отмечалась необходимость изменений в подготовке, практике и управлении сестринским обслуживанием.

В рамках принятых в Вене практических рекомендаций на 1988- 2000 гг. Европейское бюро ВОЗ выдвинуло и реализовало следующие приоритетные задачи: разработка учебных материалов по СПИДу для медсестёр; создание, перевод, адаптация к местным условиям и распространение пакета учебных материалов по сестринскому делу (LEMON); развитие лидерства в сестринском деле; подготовка преподавателей и менеджеров; содействие созданию национальных планов развития сестринского дела и т.д.


Таблица. Основные события эпохи реформирования сестринского дела в России.

В 1989 г. Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием обсудило место сестринского персонала в отечественной системе здравоохранения и приняло рекомендации по выполнению решений Венской конференции. Это положило начало процессу, который продолжает идти, несмотря на социально-политические катаклизмы.

Одним из самых значительных периодов в реформировании сестринского дела в России (см. табл. 2-1) можно считать 1993 г. Летом 1993 г. в подмосковном Голицыне была проведена конференция по теории сестринского дела в рамках Международного проекта «Новые сёстры для новой России», осуществляемого Межрегиональной ассоциацией медсестёр России и «World Vision International» при финансовой поддержке Агентства Международного развития США (USAID).

На конференции была сделана попытка понять смысл сестринского дела как профессии, его ценности и дать определение таким категориям, как пациент, здоровье, окружающая среда и само сестринское дело. В обязательный минимум содержания профессиональных программ по специальностям среднего медицинского и фармацевтического персонала понятие «философия сестринского дела» было включено в 1997 г.

В философии сестринского дела в России пациента определяют, как человека (индивида), который нуждается в сестринском уходе и получает его. В конце 1993 г. право пациента на получение сестринского ухода было законодательно закреплено Конституцией РФ, статьи 41-42 которой гарантируют гражданину охрану здоровья и медицинскую помощь.
Исходя из неё, приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые определяют принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.

В 1997 г. был принят «Этический кодекс медицинской сестры России», определяющий важнейшие задачи профессиональной деятельности сестры, взаимоотношения сестры с пациентами, с коллегами, с обществом. Впервые появился документ, касающийся непосредственно деятельности сестринского персонала. Впервые в документе, выделившем деятельность сестры из совокупной деятельности других специалистов системы здравоохранения, появилась категория «права пациента», определяющая тем самым качественно новый, субъект-субъектный, уровень взаимоотношений в системе «медсестра-пациент». Подчеркивая «гуманистический человекоцентризм» профессии, Кодекс определяет этические нормы поведения медсестры как профессионально важные качества

В принятой в том же 1997 г. «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» нет, к сожалению, прямых указаний для сестринских служб, что говорит по-прежнему о недооценке возможностей сестринского персонала в реформировании отрасли, хотя состояние здравоохранения характеризуют как приближающееся к той черте, «за которой следует распад всей системы здравоохранения».

Однако уже Приказ Минздрава РФ от 31.12.97 г. «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» одну из ведущих ролей в реформе здравоохранения, обеспечении качества, доступности и эффективности системы здравоохранения, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводит специалистам со средним медицинским образованием. Поэтому с целью дальнейшего развития сестринского дела в России, упорядочения обязанностей, ответственности и функций специалистов со средним медицинским образованием было решено разработать Государственную программу развития сестринского дела в России. Также приказом утверждено «Положение о главном специалисте по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации».

В 1998 г. состоялся I Всероссийский съезд средних медицинских работников, который одобрил проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ.

Основные задачи программы:
-создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
-развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;
-обеспечение качества сестринской помощи населению;
- повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
-обеспечение социальной защищённости персонала;
-совершенствование системы управления сестринскими службами;
-содействие в развитии профессиональных ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела в России.

В октябре 2004 г. состоялся II Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века», основной задачей которого было формирование конструктивных предложений по развитию сестринского дела, определению места и роли сестринского персонала в реформировании российского здравоохранения. В постановлении съезда отмечена необходимость создания «Концептуальной модели» сестринского дела России, которая должна чётко определить место медицинской сестры в системе здравоохранения.

Более подробно ознакомиться с деятельностью сестринского персонала можно на страницах журналов, выпускаемых в нашей стране: «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Вестник Ассоциации медсестёр России», «Главная медицинская сестра», «Медицинская помощь», «Сестра милосердия», «Фельдшер и акушерка».

Читайте также:
  1. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. Актуальные проблемы истории в Российской историографии.
  3. Акты Конституционного Суда Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда и их влияние на развитие правовой системы Российской Федерации.
  4. Акты Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
  5. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
  6. Анализ основных недостатков современной российской финансовой системы
  7. Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации.

Сегодня к реформе здравоохранения приковано внимание и общества, и государства. Руководители страны осознают, что резкое ухудшение показателей здоровья населения и демографический кризис, проявившиеся в 90-е годы, становятся серьезным фактором снижения уровня национальной безопасности. Обществу жизненно необходимы качественные и, вместе с тем, более доступные медицинские услуги, отражающие современный уровень развития медицинской науки и технологий. В решении этого вопроса значительную помощь способно оказать использование потенциала сестринской составляющей здравоохранения. Сестринское дело, занимавшее второстепенную позицию в течение многих десятилетий, испытывающее на себе весь комплекс современных социально-экономических проблем, требует прогрессивных перемен.

Реформирование системы медико-санитарной службы является одной из приоритетных задач во многих государствах-членах ВОЗ, что вызвано низким уровнем медицинской помощи, финансовым кризисом, неудовлетворенностью потребительского спроса, отрицательным отношением к структурам, контролируемым центральными органами и рядом идеологических мотивов. Перед странами встает сложная задача создания новых систем, которые могли бы более эффективно решать насущные проблемы в то время, когда существует дефицит человеческих ресурсов и финансовых средств, и когда переход от планируемой централизованной экономики к смешанной или рыночной достиг уже такой стадии, на которой старая система неприменима, а новая пока не работает.

Комплекс политических, социально - экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью. С переходом к ОМС возникла потребность в новой ресурсосберегающей системе организации в здравоохранении.

Государственная политика в области российского здравоохранения ориентирована на получение максимального эффекта от имеющихся ресурсов и, в частности, сестринского персонала, услуги которого рассматриваются как наиболее ценный источник здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи. Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении проблем медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.



Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи.

ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:

ü разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;

ü создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;

ü обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.



Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг. Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения.

Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает существенное влияние на качество медицинской помощи. Идёт отток сестринских кадров, возрастает нагрузка на остающийся сестринский персонал, растёт его неудовлетворённость и социальная напряжённость. Реальная кадровая диспозиция «сестринский персонал – врачи» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:

Увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;

Принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.

Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.

Сложившееся положение дел в отечественном здравоохранении по-своему уникально: соотношение врачебного и сестринского персонала составляет 1:2,28, в то время как по международным стандартам эффективное функционирование и развитие системы здравоохранения, в том числе с точки зрения экономических показателей, возможно при соотношении не ниже 1:5. На практике негативное влияние актуальной ситуации выражается в том, что на сестринский персонал ложится чрезвычайно высокая нагрузка, что не позволяет предоставить каждому пациенту качественный и достойный уход, ведет к многочисленным ошибкам в работе. Государство тратит значительную часть ресурсов на проведение дорогостоящего лечения на самом современном уровне, однако результаты лечения не закрепляются должным восстановлением и реабилитацией пациентов, а зачастую вообще сводятся на нет вследствие невозможности предоставить пациенту профессиональный уход.

На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию (примерно на 20 лет) в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно - профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.

Проблема нехватки сестринских кадров носит глобальный характер и находится в центре внимания Всемирной организации здравоохранения, Международного совета медсестер, органов управления здравоохранением большинства государств мира. Развитие сестринского дела рассматривается в качестве ключевого направления в прогрессе всей системы здравоохранения будущего.

В последние годы Минздравом России совместно с территориальными органами управления здравоохранением проведена значительная работа, способствующая возрождению, повышению социальной значимости и престижа сестринской профессии. Подтверждением тому является внедрение Государственной программы развитие сестринского дела в Российской Федерации, исполнение решений коллегий Минздрава РФ от 20.04.94 «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в РФ», от 04.06.97 «О развитии медицинского и фармацевтического образования в РФ», ряд международных семинаров «Новые сестры для новой России». Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения, быть социально - приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению (Приказ МЗРФ № 4 от 09.01.01 «Об отраслевой Программе развития сестринского дела в Российской Федерации»).

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:

Развитием первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

Реструктуризацией лечебно-профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;

Расширением объемов помощи на дому;

Увеличением реабилитационных мероприятий;

Формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;

Внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.

Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров. Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно - обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и медицинскими сестрами.

Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально - техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др.

Ключевая концепция, делающая упор на совершенствование области сестринского дела, заключается в определении такой роли медсестры, которая соответствовала бы нуждам здоровья людей больше, чем нуждам системы здравоохранения. Это означает фундаментальную перестройку концепции традиционной роли медсестры как лица, обслуживающего врача. Она должна быть хорошо образованным профессионалом, чей уникальный и значительный вклад в здравоохранение приветствуется всеми коллегами, и кого считают равным партнером в медицинской бригаде. Основной ее практической деятельности является непосредственно работа с пациентом или группой населения, а именно работа, направленная на улучшение здоровья людей. Таким образом, реформирование здравоохранения, приведение его организационной структуры в соответствие с современными требованиями невозможно без совершенствования и изменения существующих подходов в организации работы медсестры.

Для проведения реформ в сестринском деле в Российской Федерации требуется решение следующих проблем:

Совершенствование системы профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;

Совершенствование нормативной правовой, материально - технической и организационно - методической базы;

Совершенствование управления сестринской деятельностью;

Информационное обеспечение организации сестринского дела.

Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового сестринского потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.

В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела с целью конкретизации и реализации направлений и положений, связанных со всеми аспектами сестринского дела. Программа была разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года № 390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации». Каждый регион должен иметь свой план реализации этой Программы.

Основными задачами Государственной программы являются:

· оказание содействия на федеральном уровне и в субъектах Федерации органам и учреждениям здравоохранения, образования, науки по созданию оптимальных условий для развития сестринского дела;

· повышение эффективности использования ресурса средних медицинских работников;

· развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;

· совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров;

· обеспечение качества сестринской помощи населению;

· совершенствование системы управления сестринскими службами и правового регулирования;

· повышение профессионального и социального статуса медицинской сестры.

В соответствии с установленными приоритетами определены следующие направления развития и совершенствования деятельности сестринского персонала:

· первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;

· лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода;

· реабилитационная помощи и медико-социальная помощь хроническим больным, старикам и инвалидам;

· медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим.

Задачи реформирования сестринского дела определяются установленными направлениями развития профессии, а именно:

· повышение роли в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям как, например, формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев и т.д.

· обеспечение обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами

· расширение участия сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и др.

В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобретает профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающих мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.

Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестринского персонала. Особое внимание уделяется формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней.

В целях получения максимальной кадровой отдачи на каждом этапе от управления сестринским делом до оказания сестринской помощи необходим пересмотр структуры штатного расписания с учетом изменения должностных обязанностей среднего медперсонала.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом ставят на повестку дня задачу реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала. Эта реорганизация позволит изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами. С целью обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующее качество предоставляемых населению медицинских услуг, выдвигается задача создания эффективной системы сертификации и аттестации.

Для создания экономических стимулов к повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов, необходимых для производства услуг, ставится задача реформировать систему оплаты труда сестринского персонала с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы.