Проповедь в день памяти святителя николая чудотворца. Проповеди на день памяти святителя николая мир ликийского, чудотворца. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Христос Воскресе!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Так святой апостол Павел призывает прославлять тех, которые проповедовали слово Божие и являются нашими наставниками в вере не только словом, но и примером своей собственной жизни. К таким наставникам относится святитель и чудотворец Николай, память которого ныне мы празднуем.

Это был великий святитель, который жил в 4-ом столетии. Он принял на себя многие страдания, потому что жил в то время, когда ещё были гонения на Церковь Христову, на христиан, на всех последователей Христовых, на всех верующих, которые исповедовали имя Христово. Гонения были страшными. Святитель Николай неоднократно был заточаем в темницу и претерпевал всевозможные лишения, но твёрдо стоял в вере. Когда Христианская вера стала дозволенной, святитель защищал веру Христову от тех, кто извращал её, поэтому, будучи на Первом Вселенском Соборе, он, свидетельствуя о стойкости своей веры, поражал еретические заблуждения. Поэтому Святая Церковь, за всю его святую Богоугодную жизнь и за защиту веры истинной, прославляет его как угодника Божия.

Ныне особый праздник, посвященный событию, которое связано не непосредственно с жизнью и деятельностью святителя Николая, а с перенесением его многоцелебных мощей из города Миры в город Бари. Это произошло в 11-ом столетии. Но с того времени это событие отмечается Православной Церковью, потому что и на новом месте, где водворились мощи святого Николая, продолжали совершаться чудеса так же, как и на месте его первоначального погребения.

Вскоре после того, как наступила его кончина, его мощи стали источать миро. Это стало известно многим христианам, не только жившим в городе Миры, но и повсеместно. Поэтому когда было нашествие иноплеменников на город Миры, то благочестивые христиане решили перенести мощи, чтобы не подверглись они поруганию, и перенесли в город Бари, где в скором времени был построен и особый храм, где доныне покоятся под престолом многоцелебные мощи святителя Николая, источающие миро. И, несмотря на то, что католическая церковь определила праздник в честь святителя Николая быть в числе местночтимых, несмотря на то, что мощи находятся в католическом храме, в католической стране, в католическом городе, несмотря на то, что он был провозглашен только местночтимым, христиане со всего мира прибывают в город Бари, чтобы почтить святителя и поклониться ему и помазаться многоцелебным миром, которое источается от его мощей. Конечно, католическая церковь празднует день святителя 9 мая по новому стилю, а мы совершаем его память 22 мая. Именно в этот день в город Бари съезжаются очень многие паломники. Многие сотни и тысячи людей в эти дни бывают там для того, чтобы поклониться многоцелебным мощам святителя Николая и помазаться тем миро, которое источается от его многоцелебных мощей.

Святитель Николай является почитаемым угодником Божьим за то, что он в своей жизни проявил стойкую веру, что он проявил многие другие христианские добродетели. Святая Церковь, когда воспевает его в день его кончины, называет его «правилом веры, образом кротости, учителем смирения и воздержания» и многие другие добродетели указывает в его жизни. Мы знаем, что святитель Николай не только при своей жизни, но и после блаженной кончины продолжал совершать великие и дивные чудеса. Как при своей жизни он проявлял нищелюбие, оказание помощи нуждающимся людям, защищал невинных, то то же самое он продолжал совершать и после своей кончины. По молитвам его многие избавлялись от всяких болезней, недугов, скорбей. Мореплаватели всегда призывают святителя Николая в помощники и заступники, и тот, кто действительно с верой глубокой прибегает к святителю, тот бывает спасаем от треволнений моря и благополучно достигает тихой пристани. Святитель Николай почитается многими, даже людьми, которые далеки бывают от Церкви, но если они предпринимают путешествие по водной стихии, то, несомненно, призывают его в свои помощники, заступники и покровители. И святитель Николай никогда не оставляет тех, кто с усердием прибегает к его молитвам, к его небесному заступничеству.

Поэтому, дорогие братья и сестры, и мы с вами стекаемся в храм Божией для того, чтобы прославлять святителя Николая, чтобы помолиться ему, чтобы поблагодарить за те благодеяния, которые он по милости Божией посылает нам, и стремиться к тому, чтобы, прославляя его, подражать его вере и его благочестивой жизни. Поэтому тот призыв, который мы сегодня слышали из послания к евреям, апостол Павел обращает и к нам, чтобы мы поминали наставников, проповедовавших нам слово Божие, и чтобы мы подражали их вере. А святые отцы, в частности святитель Николай, не только на словах исповедовал свою веру, но и всей своей жизнью, примером своего святого богоугодного жития он показывает нам, что мы должны быть стойкими в вере и исповедовать безбоязненно свою веру перед окружающими нас людьми и стремиться к тому, чтобы вера наша была не на словах только, но и в делах, чтобы мы проявляли милосердие, пример которого явил святитель и чудотворец Николай. По молитвам этого великого угодника Господь да управит путь нашей жизни.

Аминь.

В этом храме, который посвящен великому Угоднику Божию Святителю Николаю, совершается служба, сегодня престольный праздник этой святой обители, Господь сподобил нас великим утешением именно здесь совершить Литургию и помянуть всех верных Христу, и предстоять пред Богом, и возносить Ему молитвы, и получить благодать и утешение. Выше и больше радости и утешения нет для православного человека, чем со вниманием, благоговением и страхом Божиим предстоять за Божественной Литургией. Потому что Божественная Литургия есть Рождество, Жизнь, Страдания, Воскресение и Вознесение Самого Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого мы каждый раз воспоминаем и участвуем, и просим, чтобы и нам идти этим же путем, ведущим в Царствие Небесное. Сегодня вы слышали за Божественной Литургией Евангелие, в котором повествуется о том, как Господь в праздник пришел в Иерусалим, пришел на общую купель, где омывали жертвенных животных. И где совершалось чудо: один раз только в день в силу того великого заступления и знамения Креста Господня, дерево которого пребывало над этой купелью, Господь давал человеку, который хотел исправиться, исцелиться, исповедовал грехи свои, и после покаяния бросался в воды Силоамской купели, и выходил оттуда исцеленным, каким бы он недугом не страдал. Пришел Господь и увидел человека, который тридцать восемь лет лежал у купели и не получил исцеления. Разные люди толкуют этот эпизод немножко различно. Есть такая версия, что этот человек не особо старался, ждал, чтобы его кто-то поднес к купели. Может быть, сил, или рвения, желания не хватало ему. И Господь увидел, что он немощен не только телом, но и душой, ему не хватало дерзновения. И увидел, что он так никогда и не найдет в себе этих сил, и пожалел его и сказал: «возьми одр свой и иди». И он поверил словам Христовым, взял свой одр и пошел здоровым после тридцати восьми лет немощи. И вот когда увидели его фарисеи, спросили: «Кто есть исцеливший тебя?» И он не мог сказать, потому что Христос исцелил его и пошел дальше, как ни в чем не бывало. Не ожидал почестей, похвалы, чтобы на Него обращали внимание. И когда потом Христос увидел его в храме, они встретились, Господь сказал ему: «иди и больше не греши, старайся быть благодарным тому чуду, которое над тобой произошло». И он пошел сразу и сказал фарисеям: «вот исцеливший меня Христос». И они Его осуждали и упрекали в том, что Он нарушил субботу, потому что в субботу не должно ничего делать.

Сегодня мы услышали еще про два момента исцеления, когда Петр исцелил по слову Божию, по благодати Божией, Энея и восставил умершую уже Тавифу. И эти эпизоды не бессмысленно прозвучали сегодня в церкви для нас. Потому что, может быть, мы являемся и здоровыми телом, или не очень здоровыми, но, по крайней мере, мы ходим, можем двигаться, можем видеть, можем слышать, но очень часто мы с вами, братья и сестры, будучи здоровыми телом и имея возможность делать многие добрые дела, мы пребываем, как тот расслабленный у купели, потому что не стремимся делать дела Божии, не стремимся восстать от одра. Нам не хватает дерзновения, нам не хватает решимости сказать: «Господи, вот столько лет я прожил, столько грехов я совершил, помоги мне сегодня начинать другую жизнь, начинать жить не только для себя, а может быть, хотя и для себя, мы и себе не делаем ничего хорошего, но жить для людей, жить для славы Твоей, начинать делать дела, через которые бы прославлялось имя Твое.

Память святителя Николая Чудотворца.

Проповедь игумена Илариона Алфеева

Каждый святой проживает как бы три жизни. Одна — это его реальная жизнь. Другая — его житие. Третья — это «посмертная» жизнь святого, то есть его жизнь в многовековом опыте Церкви, включающем различные чудеса, исцеления и случаи помощи этого святого людям.

О первой, реальной жизни святого мы иногда знаем кое-что, иногда — очень мало, иногда — почти ничего. Мы знаем о жизни святого больше, если он оставил автобиографические сочинения (как например, святитель Григорий Богослов), или если он совершил такие деяния, о которых сохранились сведения в исторических источниках (например, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, где упомянуты многие святые), или, наконец, если святой близок к нам по времени и память о нем еще жива среди наших современников (например, преподобный Силуан Афонский, многие мученики XX века).

Вторая жизнь святого — это его житие, написанное в некоторых случаях много столетий спустя и нередко лишенное исторической достоверности. Житие святого — это его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях. Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес. Едва ли не каждый герой агиографической литературы рождается от благочестивых родителей и уже в раннем детстве проявляет признаки особого христианского благочестия, избегает обычных детских игр. Едва ли не каждый святой прилежно учится в школе, но отказывается от высшего образования; претерпевает искушения от диавола, но всегда их преодолевает; борется с какой-либо злостной ересью своего времени и одерживает над ней победу; совершает многочисленные чудеса и исцеления.

Лишь в редких случаях — например, если житие написано одним из ближайших учеников святого, знавшим его при жизни — оно сохраняет черты фактической и исторической достоверности (как например, Житие преподобного Симеона Нового Богослова, написанное его учеником Никитой Стифатом, или житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым). Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство. Если мы сравним житие Григория Богослова, составленное в VII веке, с его автобиографическими сочинениями, то без труда увидим разницу между его реальным и идеализированным образами. Нередко написанное в житии даже противоречит той информации о жизни святого, которую мы имеем из других источников.

Что знаем мы о реальной земной жизни святителя Николая? Почти ничего. Есть его житие с рассказами о различных чудесах, однако многие из этих рассказов заимствованы из жития другого святого, Николая Сионского, жившего в VI веке. Ни один исторический источник IV века не упоминает о Николае, архиепископе Мир Ликийских. В житии святителя Николая рассказывается о том, как он принимал участие в I Вселенском Соборе (325 г.), на котором он ударил еретика Ария, за что был лишен сана, но впоследствии восстановлен в епископском достоинстве. Этот эпизод отсутствует в дошедших до нас документах Собора. Более того, среди подписей 153-х участников Собора нет подписи архиепископа Мир Ликийских Николая. Можно, конечно, предположить, что подписи собирались как раз в тот момент, когда святитель Николай был лишен сана Отцами Собора. Но, как бы там ни было, какого-либо документального подтверждения эпизода с Арием мы не имеем.

Означает ли все сказанное, что житиям вообще нельзя верить? Вовсе нет. Хотя бы потому, что от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости святого для Церкви и церковного народа, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы «за кадром.»

И здесь важно сказать о той третьей жизни каждого святого, которую он проживает в опыте верующих на протяжении многих столетий, протекших после его смерти. Речь идет об исцелениях и чудесах, совершающихся у мощей или гробницы святого, о многообразной помощи, которую оказывает святой, когда к нему обращаются с молитвой. И во многих случаях оказывается, что таинственным образом эта жизнь святого в опыте Церкви соответствует тому, что мы можем узнать о святом из его жития. И житие, лишенное исторической достоверности, оказывается безусловно достоверным на каком-то глубинном и опытном уровне. И чудеса, описанные в житии, затем многократно повторяются в опыте других людей.

Из жития святителя Николая мы узнаем, что он заботился о бедных и спасал людей, попавших в тиски острой материальной нужды. Рассказывается, например, что он положил три мешочка с золотом на окно дома одной разорившейся семьи. Но сколько людей в наши дни могут засвидетельствовать, что по молитве к святителю Николаю они получили неожиданную материальную помощь. Из жития мы узнаем, что святитель помогал бедствующим на море. Но и в наши дни немало случаев, когда потерпевшие кораблекрушение видели святителя Николая, приходящего им на помощь. В житии говорится о том, как святитель Николай явился во сне императору, приговорившему трех неповинных людей к смертной казни. Но и сейчас известны случаи, когда святитель Николай спасает людей от внезапной смерти. Над человеком уже занесен меч, он теряет последнюю надежду на спасение, как вдруг появляется благообразный старец, который приносит весть об избавлении.

Этим и объясняется тот феномен, что человек, о котором мы не знаем почти ничего в историческом плане, давно уже стал самым популярным святым христианского Востока и Запада. Может ли Рождество на Западе пройти без присутствия Санта-Клауса, приносящего подарки и радость детям? Даже многие нехристиане обращаются к святителю Николаю с молитвой — и получают помощь. До сего дня нетленные мощи святого, покоящиеся в городе Бари на юге Италии, источают благоуханное и целебное миро, и тысячи людей получают от него исцеления.

Будем молиться святителю, чтобы он никогда не оставлял нас своим благодатным присутствием. Будем обращаться к нему не только в критические моменты, но и в повседневной жизни. Опыт верующих показывает, что святитель Николай откликается даже на просьбы о ничтожных и малозначительных вещах. Он, несомненно, один из самых действенных наших помощников, стоящих у престола Божия и ходатайствующих о нашем спасении.

19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Иверском соборе бывшего Николо-Перервинского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью, посвященной подвигу святителя Николая Чудотворца.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай жил в конце III ─ начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу ─ силу совершать чудеса.

Память Церкви - ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память - она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви ─ это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, ─ святым Божиим угодникам.

Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ - наши молитвы сбываются. Он являет нам свое присутствие в нашей жизни, в том числе через свои чудотворные и мироточивые мощи, сохраняющиеся в городе Бари, которые обильно покрываются благоуханным миром. Это миро собирается каждый год, и паломники, посещающие Бари, имеют возможность помазать себя этим миром.

Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно - весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.

Кротость ─ это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой - теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха - а успех является целью жизни многих людей - лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.

Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, - но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни - правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место - Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.

В конце концов, человеческое смирение ─ это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других. Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение - христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.

Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором содержится повествование Нагорной проповеди. Какие ясные заповеди дает нам Господь! Если жить по этим заповедям, если сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрствования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте - тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой человеческой успех не означает непременного конфликта с окружающими.

Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история Церкви ─ это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной. Он был участником I Вселенского Собора и боролся с пресвитером Арием - еретиком, который человеческое философское мудрование пытался внести в христианскую православную веру, разрушив саму основу этой веры. Арий учил о том, что Христос ─ не Сын Божий, что Он не единосущный Отцу, что Он не Бог, а лишь некое высшее творение. Но если Христос ─ творение, то разве могло бы Его смертью и Его Воскресением осуществиться спасение?

Ересь Ария была направлена на то, чтобы разрушить саму основу христианской веры. И святитель и чудотворец Николай, будучи правилом этой веры, вместе со своими собратьями по епископату в 325 году в Никее ─ в малоазийском городе, куда съехались епископы со всего мира на I Вселенский Собор, - защитил православную веру и тем самым явил пример, как нужно беречь сокровище веры для того, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни, для того, чтобы вера стала нормой нашей жизни.

Но чтобы жизнь формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной, непомраченной человеческим мудрованием. И сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум наш формируется, опять-таки, под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимая веру - ту самую, единственную, святую, чистую - одновременно воспринимает эту веру через призму своих взглядов и убеждений. И в этом нет ничего дурного, так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны эту веру разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрование.

Всему этому учит нас святитель и чудотворец Николай, учит сонм других святых угодников. Для нас все это звучит сегодня очень актуально, потому что в наше время, время суетное, многие люди неспособны в чистой вере - в этом дивном источнике Божественной мудрости - видеть основание для своей жизни, норму своего бытия. И потому такая огромная ответственность лежит на Церкви, в том числе на ее служителях, чтобы помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры, образ веры и полагать эту веру в основу своей жизни.

В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам - к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, которая открывается нам в нашей православной вере. И одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл этой веры в ясных, понятных и убедительных словах - с тем, чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.

Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники.«Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим, – так воскликнул посвящавший его в сан пресвитера епископ Патарский, – счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих».

Вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов прозорливца-епископа. Св. Николай от самой юности своей весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, защищал несправедливо обиженных, осужденных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся в вере и малодушных – он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям.

Он в полном смысле слова был «Правилом веры» и «образом кротости», как именует его св. Церковь в своих песнопениях, а поэтому нет другого такого угодника Божия, которого бы все так чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Святость его и при жизни и после блаженной его кончины засвидетельствована многочисленными чудесами. Нет другого такого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Николая.

Особенно же нежно и свято чтил его всегда наш православный русский народ, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим названием основную черту его христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.

Но чтят его не только христиане, а даже магометане и язычники, как великого чудотворца и скорого помощника людям в постигающих их бедах и напастях. Кто жил в свое время на берегах Черного моря, наверное, не раз видел икону святителя Николая на турецких «фелюгах», ибо и у турок-мусульман велика была вера, что св. Николай особенно помогает плавающим по морю и спасает от потопления во время бури. Можно было видеть икону св. Николая и в примитивных жилищах наших инородцев, остававшихся еще язычниками, которые называли св. Николая «добрым стариком» и верили в его чудесную помощь при болезнях и разных несчастиях, когда обычными человеческими средствами уже ничего нельзя было сделать.

Не говорим уже о том, что на наших морских судах, как и у наших братьев по вере, непременно была икона св. Николая, всегда считавшегося особенным покровителем мореплавателей.

3амечателен в Киеве образ св. Николая, именуемый «Мокрым». В лодке по Днепру плыл, спеша на праздник свв. мучеников Бориса и Глеба – это было еще в конце XI столетия – один богатый киевлянин с своей женой и младенцем-сыном. Мать задремала и уронила в реку младенца, который сразу же утонул. Убитые горем родители стали слезно призывать на помощь св. Николая. И вот младенца, всего мокрого от воды, нашли в храме лежащим на полу пред иконой св. Николая. Можно представить себе неописуемую радость родителей, когда они узнали в этом младенце своего утопшего сына. С того времени и образ этот, помещенный в приделе Киево-Софийского собора, стал называться образом Николая Мокрого.

Огромное количество храмов и обителей иноческих у нас на родине было посвящено святителю Христову Николаю, и много было св. икон его, прославившихся чудотворениями. А имя Николая было одним из самых любимых у нашего православного русского народа.

Увы! В последнее время перестали чтить должным образом великого святителя Христова Николая мыслящие себя передовыми людьми люди Запада, на что мы невольно обратили внимание еще в Западной Европе, а затем и здесь в Америке; из светлой памяти величайшего угодника Божия они сделали себе недостойную потеху. Устраивают в ночь под праздник его так называемые «веселые николаевские вечера» с танцами и кощунственными забавами, представляя на них славного святителя в каком-то смехотворном виде рядом с духом зла, помещают в окнах магазинов, в газетах и журналах изображения и объявления, оскорбляющие религиозное чувство почитателей великого святого; забавляются именем его в неуместных шутках и даже детей своих приучили легкомысленно и несерьезно относиться к памяти великого святителя, изображая его в виде смешного бравого краснощекого деда с седой бородой, который колокольчиком и разными шутками-прибаутками зазывает в магазин покупателей праздничных подарков.

Недостойно все это!

Стыд и позор для современного человечества, что оно, высокоумствуя и громко крича о своих «культурных достижениях» не умеет достойно чтить таких несоизмеримых с пошлой современностью великанов духа, каким был святитель Николай, и все истинно-великое и святое обращает в шутку и потеху.

Совсем иное отношение к великому Христову святителю, если мы не подражаем Западу, у нас, христиан православных. Для нас сегодняшний праздник никоим образом не может служить поводом для каких-то забав, развлечений и потехи, хотя бы уже потому, что сам святитель Николай от юности еще был глубоко чужд всяких мирских забав и увеселений, а потому даже как-то совсем нелепо с его именем связывать забавы и увеселения. Святое имя его, будучи ярким светочем христианской добродетели, лишь об одном напоминает, одно нам внушает: благоговейно и трепетно преклоняться пред его священной памятью и ревностно подражать ему в его святой жизни и христианской добродетели.

Нашему богоотступническому времени святитель Николай дает еще один важный урок: не быть безучастно-равнодушными, когда в нашем присутствии нечестивцы и безбожники хулят святую веру и Церковь, поносят Святейшее Имя Христово и глумятся вообще над святыней. Святитель Николай, будучи на первом Вселенском соборе, не мог выдержать богохульства еретика – Ария, унижавшего Божественное достоинство Сына Божия, и в порыве огненной ревности ударил его по щеке. Это вызвало большое смущение среди участников собора, и они хотели за такой поступок лишить святителя его сана. Но в ту же ночь они были вразумлены дивным видением: Господь Иисус Христос подавал святителю Николаю св. Евангелие, а Матерь Божия возлагала на плечи архиерейский омофор. Тогда они поняли, что поступок святителя был вызван не необузданной гневливостью, неприличной для архиерея Божия, а только его пламенной ревностью и любовью ко Христу-Спасителю, Которого уничижал нечестивый Арий, и оправдали его, а Арий был всем собором осужден, как еретик.

Этот факт очень не нравится либеральным ученым нашего времени, проповедующим какую-то сверх-христианскую, «экуменическую любовь» ко всем еретикам и отступникам, и они оспаривают самое участие св. Николая в Первом Вселенском Соборе, но св. Церковь признала этот факт действительным и запечатлела его в богослужении и иконописи.

Все жалуются в наше время на тяжелую жизнь, моральный и материальный кризис, но не принимают никаких решительных мер к тому, чтобы жизнь человеческая переменилась к лучшему.

А что же делать?

Путь один – это путь подражания величайшему угоднику Божию святителю Христову Николаю, как в жизни частной, так и в жизни общественной и государственной.

Меньше крикливых, а зачастую лицемерных и лживых слов о гуманности, человечности, справедливости, всеобщей сытости и довольстве, которые так обильно и безответственно расточают многие вожди и деятели, тщащиеся быть руководителями народной жизни, – меньше речей, а больше дела, того самого, настоящего, подлинного дела, не мнимой слащаво-сентиментальной, а настоящей христианской любви и благочестия, которыми так прославился и к которому всех нас зовет самою жизнью своею святитель Николай.

Если мы действительно хотим блага и лично себе и всему человечеству, этот всенародный и общепризнанный святой должен быть идеалом нашей жизни.

О, всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу о верою и любовью чущих приснорадостную и всепразднственную память твою! Аминь.

Источник: Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. - К 25-летию служения в Америке в Св. Троицком монастыре. - Слова и речи. Том III. 1969-1973 гг. - Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского, 1975. - С. 456-460.

Слово на день праздника святителя Николая. О смирении

Каждый раз, когда св. Церковь празднует память святителя, то за литургией в евангельском чтении она предлагает нашему вниманию заповеди Христа о блаженствах. И вот на что мне хотелось бы ныне, в день памяти святителя Николая Чудотворца, обратить внимание ваше, возлюбленные во Христе братия и сестры: почему в начале сих заповедей Господь ублажает нищету духовную, т. е. смирение?Ответ на этот вопрос содержится в словах тропаря в честь св. Николая Угодника: «Смирением стяжал еси высокая, нищетою богатая». Из этих слов явствует, что вся высота нравственной христианской жизни и все богатство благодати Св. Духа приобретаются смирением. Оно есть основа всего нашего спасения. Отсюда понятно, почему Господь положил в основу всех Своих заповедей блаженства заповедь о смирении.

Без смирения нельзя плакать о грехах, ибо как гордый будет плакать о грехах своих, когда он не сознает в себе этих грехов, себя всегда оправдывая, а других обвиняя? Без смирения нельзя быть кротким, ибо гордый не прощает обид. Без смирения нельзя алкать и жаждать правды Христовой, ибо гордый алчет и жаждет только того, чтобы все считали за правду его собственные взгляды, хотя бы они были ложными. Без смирения нельзя быть милостивым, ибо гордые жестокосерды. Без смирения нельзя иметь чистого сердца, ибо гордыня есть вместилище всякого нечестия и пороков. Без смирения нельзя быть и миротворцем: гордость не только не содействует миру, но она есть источник злобы, вражды и всякой смуты среди людей. Без смирения нельзя взять на себя подвиг быть гонимым за правду Христову, а тем более нельзя переносить поношение, изгнание и всякую клевету ради Христа, ибо гордый может быть гонимым и терпеть все несчастья, вплоть до смерти, но только ради своей гордыни.

Таким образом, без смирения нельзя ступить и шага для совершения истинно христианского доброго дела, которое, будучи основанным на смирении, им сопровождается и отличается, как самою характерною чертою. Эту истину Господь засвидетельствовал в Своей нагорной проповеди не только тем, что поставил на первом месте заповедь о смирении, но и теми словами Своими, в которых заповедал нам совершать тайно милостыню, молитву и пост и так творить добрые дела, чтобы левая рука наша не знала, чтó делает правая (Матф. 6, 3). Вот почему св. угодники Божии, эти истинные ученики Христовы, старались скрывать свои добрые дела от взора других. Некогда св. Пимена Великого спросили, какая добродетель самая высшая. Он сказал: «та, которая совершается тайно».

Памятуя учение Христа о значении смирения для христианской жизни, зная, что добродетельная жизнь святых была проникнута смирением и им отличалась, как самым существенным своим свойством, потщимся и мы, возлюбленные, иметь смирение, без которого никогда мы не сделаемся истинными христианами.

Конечно, приобретение смирения есть самый трудный из всех подвигов. Нередко даже Сам Господь, посылая нам великие испытания и скорби, не может заставить нас смириться, что мы знаем с вами, возлюбленные о Христе чада, по опыту своей жизни. Однако без смирения мы никогда не достигнем спасения. Поэтому потщимся его приобрести хотя бы сначала в самом простом и первоначальном его виде, т. е. будем сознавать свою греховность и ничтожество перед Богом. Конечно, невелика заслуга сознавать перед Богом свои грехи, когда последние так очевидны и для нас и для других. Но если мы приобретем это первоначальное смирение, то приблизимся и к высшему его виду, который состоит в том, чтобы считать себя хуже других. Это смирение весьма ценно в очах Божиих. Вот почему Господь сказал: «Смиряяй себе вознесется» (Лук. 18, 14).

Только достигнув такой степени смирения, мы сможем приобрести самый высший и совершенный его вид, который заключается в том, чтобы мы все свои добрые дела приписывали не своим силам, а Богу и вместе с божественным Псалмопевцем от всего сердца говорили: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Псал. 113, 9). Тогда-то мы и будем способны в совершенстве исполнять все божественные заповеди. Будем помнить слова Ап. Павла: вся могу об укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Эти слова говорят нам о том, что при помощи Божией мы можем совершить и самый трудный подвиг, т. е. приобрести истинное, совершенное смирение.

Поэтому будем просить Господа, чтобы Он, молитвами святых и ныне празднуемаго Церковыо святителя Николая, помог нам достигнуть сей великой, основной добродетели. Когда мы приобретем смирение, то на собственном опыте узнаем, почему Господь на первом месте в Своихь заповедях о блаженствах поставил заповедь о нищете духовной. Тогда мы станем истинными последователями Христа, носителями всех христианских добродетелей, и в нашей жизни исполнятся слова Христовы: «Тако да просветится, свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Матф. 5, 16). Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вникая с рассуждением духовным в жизнь святителя и чудотворца Николая Мирликийского, задаёмся вопросом: что он в жизни своей совершил такого, чтобы его почитание охватило вселенский масштаб? Мы знаем, например, что творения апостола Павла, Антония Великого, Макария Великого две тысячи лет спустя переворачивают души читающих. Идёт счёт на миллионы тех, которых спасли они своими писаниями. Что написал святитель Христов Николай? Ничего, ни одной строчки не дошло до нас. Почему же такой маcштаб всенародного почитания именно этого святого? Ведь поражает то, трудно найти дом православного, где не было бы его святого образа. Все призывали Иоанна Кронштадтского? Нет не все. А Николая Угодника знают все. Его имя и мусульмане даже призывают. Этот угодник Божий настолько скор, насколько сильна его молитва к Господу, что слов не найти - такие силы являет Господь за его молитвы. Ну чем же он заслужил перед Богом такую силу молитв? Читаем житие и видим: да ничего особенного не сделал. Он был за имя Христово до принятия Константинова эдикта в 313 году в гонении за Христа - пробыл несколько лет в заключении. Иоанн Богослов 25 лет был на каторге в каменоломне. Мученика Авраамия рвали на куски, четвертовали среди толпы родные ему люди. Может, подвиги какие молитвенные или пост какой-то особый исполнял святой? Ничего об этом не сказано, не дошло до нас никаких знаний об этом. Он был на Вселенском соборе, против ереси арианства поднялся вместе с другими отцами. Но он не сделал столько для победы над арианством, как, например, Кирилл Александрийский, Макарий Великий.

Современные церковные археология и история свидетельствуют, что в жизнеописании святителя и чудотворца Николая переплелись биографии двух отдельных личностей. Николай Угодник жил в 4 веке, а лет через 300 в этом же городе, в Мирах Ликийских, был епископ под таким же именем, известный также великой жизнью в Боге. Церковные писатели, переписывая жития того и другого, в кучу всё смешали и перепутали и сейчас уже не понять, где про одного написано, где про другого.

Так чем же известен этот угодник Божий, почему Господь слышит так его молитвы, почему за его молитвы совершает такие потрясающие чудеса? Вопрос очень важный и для нас с вами очень принципиальный. Это не вопрос праздного исторического любопытства, этот вопрос имеет отношение к каждому из нас. Если так слышит Господь Своего угодника чудотворца Николая, если такие совершает по его молитвам чудеса, то получается одно: точно уже жизнь его была по-настоящему великой, хотя и неизвестной. Вот по тому-то и великая, что не известная.

Мы с вами знаем слова Христа Спасителя о том, что делая добро, не надо трубить пред собою (Мф. 6:2) и о том, что левая рука не должна знать, что делает правая (Мф. 6:3). Мы же, доброе дело не сделав, берём трубу большую и трубим на всех углах: «Я хочу сделать такое-то и такое-то добро». А уж если сделали, то язык чуть не отваливается от похвалы. Если же воздержимся от похвальбы вслух, то внутри, в душе о себе высоко мним. Терзаем всех и себя мучаем, ища себе славы человеческой. И потому-то, если доброе что делаем, то тщеславием, щекотанием своей гордости превращаем во зло.

Про святителя Николая не известно никаких подвигов, не известно никаких дел. Он совершал добрые дела, свои подвиги не пред людьми, не для того, чтоб кто-то записал это и прославил бы его или он сам прославил или хвалил себя, но пред Богом в полном бескорыстии. И вот об этом говорят те малые штрихи из его жизни, которые нам известны. Например, известно, когда он был епископом в Мирах, то он узнал, что один из людей этого города, некогда богатый и влиятельный, обнищал. У него было три дочери; и они были в таком возрасте, когда их нужно было выдавать замуж. Выдавать замуж нужно было с приданым по тем временам. Бесприданница - это та, которая замуж никогда не выйдет или за какого-нибудь старенького вдовца. Ну вот, он обнищал и о приданом для трёх дочерей не было и речи.

И что умыслил их отец? Он решил открыть частный публичный дом. Кто в нём будет работать? Да его дочери. Проститутками. А он, как сейчас говорят, сутенер. Он будет деньги считать. Зачем всё это? Да чтобы накопить денежки, а потом, для блага дочерей, уехать в другое место, где их никто не знает, перечеркнуть как бы всё бывшее. Деньги уже будут и с этим приданным, нажитым таким образом, потом их достойно выдать замуж. Про дочерей и про свою душу он не думал, ему было важно в духе времени пребывать. Ведь мы сами про себя знаем, как нам важно, что про нас люди скажут, как трепетно мы относимся к этой болезненной теме. Нам всё равно, что скажет Бог. Вот люди что скажут порочные, подобные мне люди, их мнение для меня очень важно.

Святитель Николай узнал об этом. И что он делает? Написано в житии: ночью тихонечко идёт и, что у него было, собрав в кошелёчек - кожаный мешочек - и тихонечко через окошко закидывает в дом. Хозяин увидел: что-то упало. Пошёл смотреть. Батюшки, золото, деньги! Что это такое? Вышел - никого нет, тишина.

Старшую дочь этот человек выдал замуж без греха. Епископ Николай узнал об этом и повторил во второй раз то же самое тихонько ночью. Отец выдал вторую дочь. Он понял, что это не просто так чудо такое, кто-то явно помогает. Но кто - он не знал и стал следить. И, когда рука тянулась в третий раз к окошку, он выскочил из дома. А там - только удаляющаяся вдаль фигура. Он бежит, просит остановиться. Тот не останавливается, убегает дальше. Едва догнал отец таинственного человека: так это же епископ нашего города Николай! Владыка взял с него слово, что пока он жив, никому он не говорил про это и сам забыл.

И так, спасая его душу и души его дочерей, он совершил своё дело по евангельской заповеди: левая рука не знала, что делает правая. Он делал свою милостыню тайно, не трубя пред собою. Вот этот штрих из жизни Николая Угодника показывает, почему так мало известно о его жизни. Вся его жизнь была сокрыта во Христе. Ему было безразлично, что про него скажут люди, какое он будет иметь мнение в глазах людей. Для него было важно, чтоб сердце горело Духом Святым.

Второй случай был, когда шли войска на восток через области Мир Ликийских. В это время шла жестокая длительная война Византии с Ираном и через город проходила военная часть. Три военачальника стали свидетелями картины, которая их поразила: на центральной площади готовится казнь и в это время епископ города Николай выбегает из толпы и удерживает за руку палача, не давая совершиться казни. Палач был в недоумении и не знал, что делать, а этот Николай стал говорить что жертва невинно осуждена и что он может доказать правоту этого человека. Вот только задумаемся: высокого звания вельможу приговорили к казни. Причиной были, конечно, интриги. Его свалил тот, кто сильнее его и этот епископ вступается за него. Что будет с тем, кто ему помешал извести и ограбить этого богатого человека? Думал ли об этом святитель Николай? Нет. Не сильным века сего угодить он хотел, но правда Божия чтобы восторжествовала. Он был архиепископом, пастырем, который должен был спасти, сохранить. Не о себе помышлял, а о каждом из тех, кто верен был ему.

Эти трое военачальников были потрясены увиденным. Казнь-то они видели многократно, сами в них участвовали. Но чтобы вот так бескорыстно собой закрыл кто обвиняемого, это была редкость.

Вскоре этих военачальников отозвали из армии ко двору императора Константина и посадили в тюрьму без суда и следствия. Они там сидели и не понимали, что случилось. Употребив связи и деньги, подкупив кого-то, они узнали, что поклёп на них возвели, клевету какую-то и готовят к казни. Что оставалось делать им? Отчаяние и ужас готовы были их охватить. И что они выдумали? Они придумали молитву, которой стали молиться. Они были не христианами, а язычниками и стали говорить так: «Бог, в Которого верит епископ Николай из города Миры, услышь нас и помоги нам!»

Видите, как интересно они видели силу епископа? Понимали, от кого она и стали молиться этому Богу.

Вскоре их вызвали к императору, который стал расспрашивать о том, знают ли они православного епископа и описал его внешность: седина, борода, невысокий рост, залысины. Один из военачальников говорит: «Лично не знаем, но видеть его видели. По описанию это епископ в городе Мирах». Император вопросил: «Что вас связывает с ним?» Они говорят: «Ничего, кроме молитвы Тому Богу, Которому он служит, чтоб тот Бог спас нас».

Константин помолчал и рассказал, что ночью во сне ему предстал епископ с описанной им внешностью и повелел не делать зла невиновным и выпустить из тюрьмы оклеветанных напрасно и пригрозил ему наказанием, если тот не послушается. Император приказал провести чёткое расследование, в ходе которого выяснилось, что они были оклеветаны напрасно.

Мы ради собственного земного блага готовы продать и предать кого угодно или хотя бы скромно промолчать, не защищая невинного. Не таков был тот, память которого мы сегодня совершаем, не таков. И поэтому-то Господь, видя тайные подвиги святого, заступничество за невинных, помощь обездоленным, в которых этот раб Божий столько преуспел, поднял его на такую великую высоту христоподобия, что теперь молитвы его имеют неизреченную силу.

Изумительно, что историки, этнографы церковные и по сей день не могут указать национальность святителя Николая. Но спроси любую бабуленьку малограмотную в любой глухой деревне, она скажет, что Николай - наш родной, русский. Конечно же русский! А какой же ещё? Так же, какой-нибудь якут скажет, что он якут. А немец признает его немцем, естественно. Санта Клаус - святой Николай. Вот это изумительно, насколько он близок и дорог стал всем и его молитва перед Богом имеет такую силу.

Будет правильно, я думаю, если я расскажу о последнем факте, пережитом мною, как священником, в рассказе человека, который был потрясён молитвой святителя Николая.

Приехали паломники, среди которых был один мужчина. Он говорит мне: «Я был в вашей церкви четыре недели тому назад. Приехал потому, что у меня была беда. Я занимал очень высокий пост, привык жить по-барски, на широкую ногу. Команду собрал около себя, которая меня поддерживала и жил безбедно. Но те, которых я поднял, они меня потом интрижечкой и свалили. И я из князей, да в грязь. А у дочки свадьба подходила к этому времени, а я уж единственной дочке обещал свадьбу - там такие деньги! Я вообще без всего остался, но отступиться не мог от слова, влез в долги. Свадьбу сыграли, как принцессе моей дочери, а теперь в таких долгах, что думать об этой цифре даже боюсь и как буду жить теперь после многолетнего барства в грязи - не представляю. Тогда приехал сюда и Вы посоветовали молиться каждый четверг в восемь вечера, читая акафист Николаю Угоднику. И вот, как велели мне, жёстко всё выполняю».

Вопрос: что это «всё»? Раз в неделю читает акафист Николаю угоднику, 20 минут. Давно? Он сам сказал: 4 недели. Вот и всё задание, вот и весь подвиг, что он совершил. А теперь он приехал и задал вопрос: «Стал я читать акафист и вспомнил обо мне один друг и позвал меня на высокую должность. Я стал думать: стоит идти, или нет? В это время другой звонит, узнав, что я теперь не у дел. Тот тоже зовет меня. Я в раздумьях: куда же лучше-то? Пока думал, третий обо мне вспомнил. Вот и приехал посоветоваться, куда из трёх мест лучше пойти». Все три должности начальствующие, все - три только сидеть, да пальцем показывать. Я ему: «Скажи, что для тебя наиболее важно в этой работе?» Он говорит: «Правду?». - «Конечно правду!». Он отвечает: «Стыдно в церкви это говорить, но для меня важны сейчас, в долгах с этой свадьбой жестоких. Да и живу не по возможностям, а по потребностям, долги не перестают расти. Деньги для меня важны, чтобы с долгами расплатиться». - «Ну так и выбирай ту должностьгде больше денег». Он помолчал и говорит: «Все три должности высокого положения и весьма денежные, все три». Я не удержался, меня пробили слезы: «Послушай, брат, тебе подходит 60 лет, молился ли ты Богу когда-нибудь или нет?» Он говорит: «Никогда». - «Вот слушай теперь, что с тобой произошло: под 60 лет ты первый раз Бога вспомнил. И не потому что душа твоя истину запросила или о вечности, о Боге вспомнил. Нет, деньги, деньги, шикарная жизнь, вот что заставило тебя к Богу повернуть и ты стал молиться. И сколько раз помолился в четырёх неделях? Сколько четвергов-то? Четыре раза. Николай Угодник просит за тебя Царя миров и Господь, слыша молитву Николая Угодника о тебе, вышел к тебе навстречу и на подносе несёт с золотой каемочкой три должности, три должности, все три начальствующие и одна другой богаче и говорит: «Ты меня под 60 лет первый раз вспомнил, но за тебя Николай Угодник просит. Выбирай. Не нравится? Может, тебе ещё лучше предложить?» Изумительно! Ты сам-то слышишь что ты говоришь?» Он на меня посмотрел, сделал паузу и со слезами на глазах сказал: «Вот теперь-то Бога из сердца у меня никто калёным железом не вырвет!»

Вот, смотрите, как действует Дух Святой молитвами Николая Угодника! Он не просто выпросил этому человеку должность, деньги. Нет, он сделал это так, что у того в сердце загорелся огонь веры так, что теперь калёным железом никто не выжгет, как он сказал. Выходит, решая земную проблему, святитель Николай всю жизнь его повернул к Богу. Вот как действуют Святые Божии! Это, вроде, бытовой пример. Но святитель Николай не в великом проявлял себя, не в делах целой страны или государства, как преподобный Сергий, а в личной жизни конкретных людей нужду конкретную видя, конкретному человеку в конкретной нужде помогая. Действуя силой Божией и решая проблему земную конкретную, душу к преображению ведёт, к Богу разворачивает на 180 градусов, в царство Божие направляет стопы. Милость Господа умножается на молитву святых, потоком неисчерпаемым изливаясь на нас, просящих Его о милости. Мир этот меняется, неизменна любовь Божия и любовь Его святых к Нему и к нам.

О святителе Николае сегодня в каноне было сказано, что он и по смерти жив. Душой предстоит пред Богом и думает о нас, совершая вещи, которые только могут потрясать, заставляют изумляться. Поэтому в сегодняшний день от всей души рады всех поздравить с памятью этого великого угодника Божия, имя которого знают все, которого мы с вами постоянно призываем и за молитвы к которому Господь столько милости являл, являет и будет являть над всеми и над каждым из нас с вами. К нему Господь нас призвал со своей молитвой обратиться. А чтоб молитва наша была ещё более действенна, взирая на святых Божиих, постараемся подражать житию их. Дай Бог, чтоб, молясь святителю Николаю, мы обрели тот дух горения, который был в нём, тот дух бескорыстия, которым он был богат, тот дух истинности, дух настоящей любви, которым горела его душа. С праздником всех!