Исследование преступности несовершеннолетних. Подростковая преступность Скачать проект на тему подростковая преступность

ВВЕДЕНИЕ

  1. Проблема подростковой преступности в современной России
  2. Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения
  3. Психологическое содержание подросткового периода

2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ С ПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

  1. Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения
  2. Меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа рассматривает проблему современности - преступности несовершеннолетних. Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.

Преступлением считается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важно отметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренные уголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений не относится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальным проступком.

Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер.

Таким детям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Объектом исследования данной курсовой работы является проблема подростковой преступности в современной России.

Предметом исследования данной курсовой работы являются психологические особенности подростков-правонарушителей.

Цель данной курсовой работы - анализ основных направлений психосоциальной работы с подростками - правонарушителями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые нашли отражение в названиях глав и параграфов.

В первой главе под названием Подростковая преступность как проблема современного общества решаются следующие задачи:

  1. рассмотреть проблемы подростковой преступности в современной России;
  2. изучить психологическое содержание подросткового периода; -выяснить психологические особенности подростков - правонарушителей;

Во второй главе под названием Психосоциальная помощь с подростками-правонарушителями решаются следующие задачи:

Рассмотреть основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;

Изучить меры профилактики правонарушений среди подростков. Практическая значимость работы заключается в возможности использовании результатов для дальнейшего изучения подростковой преступности и психосоциальной помощи им.

Данная курсовая работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, двух глав, пять параграфов, заключения и библиографического списка.

1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Проблема подростковой преступности в современной России

Подросток - растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений.

В настоящее время общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.

ГБПОУ РТ «Тувинский политехнический техникум»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Подростковая преступность»

Выполнила: Мунзук А.А.

Научный руководитель:

Кызыл – 2015

Введение

Глава I . Общая криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в России

1.1 Понятие и современное состояние преступности несовершеннолетних;

2.2 Основные факторы, определяющие преступность несовершеннолетних.

Глава II . Характеристика личности несовершеннолетнего преступника

2.1. Понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно-правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников;

2.2. Социально-демографические характеристики несовершеннолетних преступников;

Глава III . Особенности подростковой преступности в Республике Тыва

3.1. Краткий анализ преступности несовершеннолетних;

3.2. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по многим причинам. Главное - это то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Уголовный кодекс РФ закрепил особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установил возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу. Все это делает не только возможным, но и необходимым криминологическое изучение преступности несовершеннолетних, ее основных характеристик, причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами в возрасте от 14 до 17 лет включительно, разработку мер по их предупреждению.

В этой связи необходимо отметить, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 24 мая 1996 года и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания РФ в значительной мере восполнял пробелы и недостатки предыдущего УК, он в большей степени отвечает сегодня задачам построения и защиты нового общества, государственного и общественного строя Российской Федерации. Учитывая особенности психологии несовершеннолетних, в новый Уголовный кодекс введен специальный раздел «Уголовная ответственность несовершеннолетних», в котором учтена специфика этой возрастной группы. Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. В соответствии со статьей 87 Уголовного кодекса РФ, который вступил в действие 1 января 1997 года «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».

В целом по России уголовная статистика на протяжении длительного периода времени фиксировала тенденцию постоянного, но в то же время относительно плавного роста преступности несовершеннолетних - по числу выявленных лиц, совершивших преступления, в среднем на 11-12% каждые пять лет.

Проблемы в социально-экономической сфере отрицательно отразились на условиях жизни большинства наших граждан. Трудности переходного периода легли тяжким бременем, прежде всего на подрастающее поколение. Им нелегко найти работу. Они вынуждены мириться с невыполнением работодателем норм трудового законодательства, регулирующих труд молодежи. Не все благополучно с обеспечением социальных гарантий. Естественно, эти социальные изменения не могли не оказать влияния на образ действий и поведение части наших граждан. Жизненные неурядицы заставляют часть молодежи становиться на путь совершения уголовно-наказуемых деяний. Известно, например, что в последнее время наркокурьерами наряду с женщинами и пожилыми людьми все чаще становятся несовершеннолетние 1 .

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой - необходимостью пересмотра некоторых подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Целью дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализа нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений.

Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:

    изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;

    рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних правонарушителей;

    исследование вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних.

При написании работы использованы общие теоретические и специальные методы исследования: анализ и синтез, исторический метод, сравнительно-правовой метод. Эмпирическими методами примененными при исследовании являются изучение и обобщение практики расследования и рассмотрение уголовных дел.

Нормативную базу работы составили: международные нормы, Конституция РФ, Кодексы РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства и Пленума Верховного Суда РФ.

Теоретической базой настоящей работы составила специальная литература различных авторов по теме исследования.

Эмпирическую базу составили обзоры судебной практики Верховного Суда РФ, статистические данные МВД РФ и МВД по Республики Тыва.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВАИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Волгоградский институт управления

Секция работы: исследования по юриспруденции.

НАУЧНАЯ РАБОТА

на тему:

"Причины совершения преступлений несовершеннолетними"

Зейналлы Рафаэль Риза оглы

МОУ СШ № 3

Волгоград 2017г.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения…………………………….....5

1.2 Виды правонарушений и их признаки……………………………....7

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды……………………………9

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними

по Волгоградской области………….………………………………...….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…..…17

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….……18

ВВЕДЕНИЕ

Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием­­.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних по Волгоградской области, а также выявления фактов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Цель работы – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Задачи:

    Рассмотреть понятия «правонарушение», «преступление», «проступок», их виды и признаки.

    Проанализировать причины совершения преступлений несовершеннолетними на основе статистических данных и социологического исследования.

    Выяснить методы и приемы профилактики совершения преступлений несовершеннолетними.

Гипотеза – подростковые преступления совершаются только несовершеннолетними из социально неблагополучных семей.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач были выбраны использованы следующие методы:

    Анкетирование и социологический опрос среди трех групп населения г. Волгограда (учащиеся, родители, учителя).

    Работа с архивными и статистическими данными Волгоградской области, в частности г. Волгограда и их анализ.

    Отбор нужного материала для аргументации моей точки зрения.

    Обобщить полученные результаты и сделать вывод.

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение - это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Всякое правонарушение есть деяние: действие - акт активного поведения или бездействие – ситуация, при которой по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало.

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора.

Правонарушение является виновным деянием. Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц.

Наконец, правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект правонарушения - это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и, (или) которой этим деянием причинен вред.

Объективная сторона - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о правонарушении - о том, что оно произошло и какой вред причинило. Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно и не повлекло последствий. Если это деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Субъект правонарушения - является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

При осуществлении ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания, - смягчающие или отягчающие.

Субъектами некоторых правонарушений являются организации. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные сведения.

Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины, которая бывает двух видов: умысел и неосторожность.

Таким образом, правонарушение – это такое поведение человека, которое:

    выражается в действии или бездействии;

    противоречат нормам права и совершаются вопреки им;

    признается только виновное поведение субъектов права;

    обладает общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом;

1.2 Виды правонарушений и их признаки

Виды правонарушений или их классификация – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

    гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства;

    трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства;

    уголовные – правонарушения, подводящие под уголовную ответственность;

    Административные – правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность;

    процессуальные.

По общественной опасности правонарушение принято делить на:

    преступления;

    иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:

    в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и т.д.);

    в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);

    в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

    духовные и материальные блага;

    общественные и личные интересы.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушение другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды

Согласно ст. 14 УК РФ преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания.Из определения преступления вытекают четыре обязательных признака преступления:

    противоправность;

    наказуемость;

    виновность;

    общественная опасность.

Уголовно-правовая теория под составом преступления понимает совокупность установленных в уголовном законе объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретные общественно опасные деяния как преступление. В него входят следующие элементы:

    объект преступления;

    место совершения преступления;

    время совершения преступления ;

    способом совершения преступления ;

    обстановка совершения преступления ;

    орудия и средства совершения преступления .

Если говорить о субъективной стороне преступления, то в нее входит субъект преступления – это физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ, и способное нести за него уголовную ответственность. Ст. 19 УК РФ определяет, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ.

Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно достичь 16 лиц. К этому возрасту подросток способен понимать общественную опасность своего поведения и давать ему правильную объективную оценку. Для двадцати видов преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ, законодатель установил пониженный возраст уголовной ответственности – с 14 лет. Это преступления, общественная опасность которых очевидна и для лиц, достигших этого возраста.Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно быть вменяемым.

Каждое преступление имеет мотив (побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление) и цель (представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершая общественно опасное деяние).

В УК РФ названы четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Таким образом, преступление – это особо опасное деяние, приносящее большой вред здоровью и жизни общества. Преступление имеет отличительные признаки, характеризуется объективной и субъективной стороной. Преступление – противоправное деяние, поэтому имеет систему наказаний.

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними в Волгоградской области, в частности г. Волгограда.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Но большей «уязвимостью» обладают несовершеннолетние, отличающиеся заключается в том, что они имеют неустоявшаяся психику, не сформированную до конца систему ценностей, что делает их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из школ и ПТУ.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей­ и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их ­ родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетаниям психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей.Уходя от родителей, несовершеннолетние ищут поддержку в обществе себе подобных. Подростков захлестывает волна «взрослой» жизни – интимные отношения, наркотики. В некоторых странах данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

В Волгоградской области, как и в любом другом уголке нашей страны, преступления совершаются несовершеннолетними.

Для того, чтобы выяснить, что думают жители г. Волгограда о причинах совершения преступлений несовершеннолетними был проведен социологический опрос среди 45 человек трех групп: учащиеся МОУ СШ № 3 школьное отделение №2 (14-17 лет), родители (35-50 лет), учителя (См. Приложение 1. Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними).


(МОУ СШ № 3,ш.о. № 2)

В результате анкетирования учащиеся и родители считают, что причины совершения преступления несовершеннолетними является семейное и материальное благополучие. Многие учителя и дети говорят о такой причине, как отсутствия контроля со стороны родителей, разрыве родительско-детских отношений, причем выделяют как самую главную. Трое родителей выделят влияние СМИ и Интернета на совершение правонарушений подростками, а трое учащихся считают, что причина – в употреблении алкоголя и наркотических веществ. Из всего анализа анкетирование можно сделать вывод о том, что ответы у респондентов неоднозначные.

Также им было предложено ответить на вопрос о том, какие мероприятия необходимо проводить для профилактики и предотвращения совершения правонарушений (См. Приложение 1. Таблица 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними в Волгограде). Учителя и родителя утверждают, что необходимы систематические беседы с подростками по данной теме, проведение классных часов, направленных формирование правовой культуры. Шесть учащихся, а это практически 40% респондентов считают, необходимо улучшить досуг подростков, особенно спортивного. Не считают более 80 %, что преступления можно предотвратить, проводя пропаганду здорового образа жизни. Не считают респектабельным все анкетируемые, что надо повышать духовно-нравственное воспитание. Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение совершение преступлений подростками, является улучшение досуга, беседы учителей и родителей с детьми.

Из всех проанализированных данных, социологического опроса, работы с документами правоохранительных органов можно сделать вывод, что преступления совершаются всеми подростками, независимо из благополучных семей они или нет. Самыми распространенными преступления по сей день остается кража и разбойные нападения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преступление является разновидностью правонарушения и представляет собой виновное противоправное деяние, запрещённое под угрозой наказания.

Преступления совершают все возрастные категории людей, но самое печальное является то, что среди них в категорию правонарушителей попадают несовершеннолетние дети. Поэтому в своей работе была поставлена цель – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Понятие преступность несовершеннолетнего связано с возрастными границами (от 14-18 лет). Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

Проводя социологические опросы, анкетирование, мною было выяснено, что самыми распространенными преступления, которые совершают подростки, является кража и разбойное нападение, употребление алкогольных и наркотических веществ и нахождение на улице в темное время суток и т.д. Характер преступления носит групповой аспект.

Самыми распространёнными причинами совершения преступлений является возрастные особенности ребенка, отсутствие родительского контроля и связи «родители - дети», объясняющего современным капиталистическим миром и частой занятостью родителей. Самое страшное, что подростки не осознают наказуемость и последствия совершаемых деяний, ссылаясь на такое понятие, как «юношеский максимализм», «родители отмажут», «я же единственный ребенок в семье».

Гипотеза, поставленная в работе, полностью не подтвердилась. По статистическим данным, преступления совершают все подростки, независимо от материального состояния и воспитание в семье. Отличается только род преступлений, которые они совершают.

Профилактическим мероприятиями по данным социологического опроса является самым актуальным – беседа родителей и учителей с детьми и улучшения досуговой деятельности подростка, особенно спортивной.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи в научной работе были достигнуты. На будущее ставлю приоритетной дальнейшее изучение данной проблемы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

2. Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980.

3. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,1980.

4. Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

Интернет-ресурсы

1. Н ttp :// domodedovod . ru

2. Н ttp :// www . domodedovo - city . ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

Учителя

Семейное и материальное неблагополучие

Отсутствие или слабый контроль над поведением детей со стороны родителей или лиц, их заменяющих, разрыв детско-родительских отношений

Отклонения в психике подростков

Уверенность в собственной безнаказанности, безразличное и безответственное отношение к последствиям своих поступков

Употребление алкогольных и наркотических средств

Незанятость подростков

СМИ, Интернет, телевидение

Таблица № 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними по Волгоградской области

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

Учителя

Беседы родителей и детей

Проведение классных часов и мероприятий по формированию правовой культуры в школе

Улучшение досуга

Пропаганда здорового образа жизни

Повышение экономической отсталости России в целом

Духовно-нравственная воспитание

Садиков Илья Андреевич

Руководитель проекта:

Шорина Елена Николаевна

Учреждение:

ГБПОУ «Бежецкий промышленно-экономический колледж» Тверской области

В представленном исследовательском проекте по обществознанию "Подростковая преступность в Тверской области" автор изучает причины появления подростковой преступности, а также дает анализирует уровень подростковой преступности в Тверской области.

В процессе работы над исследовательским проектом по обществознанию "Подростковая преступность в Тверской области" автором была поставлена цель изучить подростковую преступность, рассмотреть причины ее возникновения и методы предотвращения, охарактеризовать профилактику подростковой преступности.


В основе исследовательской работы по обществознанию "Подростковая преступность в Тверской области" лежит анкетирование учащихся группы ПВ-219 «» по теме «Подростковые правонарушения ».

В предложенном проекте по обществознанию "Подростковая преступность в Тверской области" автор провел анкетирование и проанализировал уровень подростковой преступности в Тверской области, результаты сопоставления представлены в разделе Приложение.

Введение
1. Теоретические основы подростковой преступности
1.1 Причины подростковой преступности
1.2 Профилактика подростковой преступности
2. Исследование подростковой преступности в Тверской области
2.1 Анализ уровня подростковой преступности в Тверской области
2.2 Социологический опрос в группе ПВ-219 на тему: «Подростковые правонарушения »
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения

Введение


Данная работа рассматривает проблему современности – это подростковая преступность в Тверской области.

Рост преступности в России, в том числе несовершеннолетних, стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, такие высокие духовные национальные ценности бытия как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних в условиях деструктивных изменений в общественной жизни утратили свое значение.

В связи с этим, задача духовно-нравственного обновления современного общества через духовно-ориентированное воспитание подрастающего поколения россиян становится вместе с тем и задачей ранней профилактики преступности несовершеннолетних Уровень подростковой преступности продолжает расти. Если в ближайшее время не создать в масштабах государства единой системы (только именно – не программы, а системы) профилактики, можно будет с уверенностью прогнозировать превращение России в криминальную страну.

Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе. Преступлением считается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важно отметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренные уголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений не относится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальным проступком.

Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер.

Таким детям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Объектом исследования данной работы является проблема подростковой преступности в Тверской области.

Предметом исследования данного проекта является психологические особенности подростков-правонарушителей.

Цель – изучить подростковую преступность в Тверской области.

Задачи:

Рассмотреть причины подростковой преступности;

Охарактеризовать профилактику подростковой преступности;

Проанализировать уровень подростковой преступности в Тверской области;

Провести опрос в группе ПВ-219 «Бежецкого Промышленного Экономического Колледжа » по теме «Подростковые правонарушения ».

Школьная научно-практическая конференция

Исследовательская работа по теме:

« Подростковая преступность и правонарушения несовершенолетних»

Работу выполнила:

Ученица 8 класс

Рябошапко Светлана Витальевна

Руководитель:

Куприянова Вероника Николаевна

Учитель обществознания

Завьялово 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………..3

    Основная часть……………………………………………………...4

2.1. Причины преступлений несовершеннолетних…………………..4

2.2.Виды правонарушений…………………………………………….8

2.3. Юридическая ответственность несовершеннолетних ………12

2.4.Особенности правонарушений несовершеннолетних………….18

    Собственное исследование………………………………………

3.1. Материалы и методы исследования………………3

3.2. результаты исследования………………….

4. Заключение……………

5. Список использованной литературы………………….19

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время идёт процесс «омоложения» правонарушений несовершеннолетних: активность 14-15-летних растёт более быстрыми темпами.

Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.

Для несовершеннолетних преступников характерны ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.

В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, осуществляют торговлю оружием, наркотиками.

Актуальность: формирование правовой культуры общества невозможно без поколения, имеющего устойчивые правовые компетенции.

Степень изученности: в масштабах России эта тема достаточно хорошо исследуется, но в Тогучинском районе проблема правонарушений несовершеннолетних на данный момент не рассмотрена.

Задачи:

1. Сформировать понятие правонарушение, раскрыть причины правонарушения, выявить виды правонарушений.

2. Анализировать правонарушения, используя статьи из нормотивно-правовых актов и данные из управления внутренних дел по округу Муром.

3. Проанализировать особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Методы исследования:

- использование и анализ нормативно-правовых актов.

    Уголовный Кодекс Российской Федерации

    Кодекс об Административных Правонарушениях

    Данные социологических исследований.

ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Вспомним, что преступление –это крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном время препровождении.

Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг – в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон – никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.).

Механизм этих превращений не очень сложен. Здесь заметно высока роль лидера. А в компании подростков неформальным лидером редко бывает самый умный. Лидером становится самый опытный и решительный. Коллективизм в таких группах помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе присутствуют настроения – вместе легче украдем и легче спрячем, легче отобьемся ил легче убежим. Опытный лидер может повернуть такую группу в угодном ему направлении.

Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

Средства массовой коммуникации

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях.люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии.

Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

Значимость регулируемых правом общественных отношений;

Размер причинённого вреда или ущерба;

Способ, время и место совершения правонарушения;

Личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Административные – представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;

Гражданско-правовые – отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;

Дисциплинарные – представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций.

Виды правонарушений совершаемые несовершеннолетними и криминалистическая характеристика.

Криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних составляют, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах, предметах и местах посягательств.

Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости.

Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления вращались в крайне неблагополучной социальной микросреде, в которой обычным было нарушение нравственных и правовых норм. Пьянство, хулиганские действия, аморальное поведение процветали как в семьях, так и в кругу друзей. У многих несовершеннолетних правонарушителей были судимы родственники, друзья, близкие знакомые. Эти сведения могут помочь на первоначальном этапе расследования в определении направлений поисковых мероприятий в ситуации, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком.В такой ситуации помочь установлению преступника могут и обобщенные сведения о поведении подростков-правонарушителей. Допреступное поведение многих подростков характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и так далее). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление является прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка.

Трудновоспитуемость подростков рассматривается наукой через явление, которое называется девиация (отклонение от нормы, отклоняющееся поведение).

Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правоотношений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что некоторые действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений (например, угон велосипеда с целью покататься). Иногда незначительные правонарушения совершаются подростками из озорства. На формирование мотивов действий несовершеннолетних часто влияют ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, виктимное поведение жертвы, влияние взрослых. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно, они должны тщательно анализироваться в процессе расследования.

Наряду со сведениями о субъекте и субъективной стороне криминалистическая характеристика содержит данные и об объективной стороне преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

По делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, разбоях преступлению нередко предшествовало совместное с жертвой распитие спиртного. При этом действие потерпевшего часто были социально порицаемы. В ряде случаев несовершеннолетние использовали беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением, малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные прежде всего юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной технике, спорту, коллекционированию и так далее. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, сотовые телефоны, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
(ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет
(ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в
ст. 3.2 КоАП РФ. (например, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и др.).
Такой вид административного наказания как административный арест к несовершеннолетним не может применяться
(ч.2 ст. 3.9.КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
(ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
- Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
- Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- Мелкое хулиганство;
- Мелкое хищение;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества;
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
- Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое

УК РФ под угрозой наказания .

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.
В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает
с 16 лет . Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет , перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ (например, за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214).
Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них – с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.
Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний , назначаемые несовершеннолетним:
Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

В процессе написания исследовательской работы нами было проведено анкетирование должностных лиц непосредственно связанных с деятельностью в сфере правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Также мы совершили визит в Тогучинский отдел полиции по делам несовершеннолетних, Где нам был предоставлен отчёт деятельности органов ПДН за 2012-2013 год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате анкетирования нами было выявлено, что число правонарушений совершаемых иногородними подростками, а также детьми из благополучных семей растёт, по следующим причинам:

Вышли из-под опеки родителей

Возможность иметь много карманных денег

Родители «отмазывают» своих чад, что ведёт к безнаказанности

Недостаточный контроль со стороны родителей.

Из 100% опрошенных 100% определили эти причины.

С нашим мнением, что подростковая преступность напрямую связана:

100% опрошенных были согласны.

На вопрос важно ли то, что деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних является выявление родителей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности, допускают жестокое обращение с детьми, а также иных взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность, 100% анкетируемых отметили важным.

Приложение 1

Отчет Ст. инспектора ГПДН Е.В.Дудина.

Подводя итоги служебной деятельности группы по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Тогучинскому району необходимо отметить, что в 2012 году сотрудникам полиции рост детской преступности в районе удалось удержать и даже снизить.Так, на территории района несовершеннолетними в 2012 году совершено 35 преступлений, в основном это кражи чужого имущества. Снизилось на 20% число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения.За 12 месяцев 2012 года на территории Тогучинского района совершено 41 преступление в отношении несовершеннолетних, из них – 27 преступлений насильственного характера. В течение 2012 года несовершеннолетними совершено 7 попыток суицида, из них – 2 оконченных, по которым проведено разбирательство и другие необходимые мероприятия. Вызывает тревогу тот факт, что все участники суицидов – школьники. Наверняка подростки не совершили бы этих страшных испытаний над собственной жизнью, а 2 подростка не свели бы с ней счеты окончательно и остались бы живы, если бы окружающие их люди и родители владели информацией о круге общения, о том, где и как подростки проводят своё свободное время, чем они живут и что чувствуют. Кроме того, на территории Тогучинского района совершено 11 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых пострадало 10 подростков, 1 погиб. Подросток, погибший во время ДТП, находился в автомобиле в компании других подростков, они явились виновниками ДТП, т.к. находились в нетрезвом состоянии; в результате все несовершеннолетние были травмированы, один погиб на месте происшествия. Кто виноват в данной ситуации? Где были родители подростков? Вопросов возникает много и, как правило, после того, когда случилось горе в семье.В предупреждении правонарушений подростков, в выявлении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей, и в последующей профилактической работе с этими семьями инспектора ПДН достаточно серьезно взаимодействуют с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Отделом опеки и попечительства, Центром социальной защиты населения Тогучинского района. Сотрудниками осуществляется совместное посещение семей с целью решения вопросов об оказании помощи либо необходимости принятия мер к родителям.Так, с начала 2013 года сотрудниками Группы по делам несовершеннолетних совместно с представителями служб системы профилактики на территории района выявлено 11 малолетних, брошенных родителями на длительное время у чужих людей, либо находящихся в антисанитарных условиях, угрожающих их жизни и здоровью, без продуктов питания и элементарного тепла в доме. Изъятые малолетние все в возрасте 6 лет и младше. Дети помещены в Тогучинскую и Горновскую больницы, а также в социально-реабилитационный центр Тогучинского района. Нерадивые родители привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ; вопрос о возврате детей в семьи будет решен на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних.

Приложение 2

Анкета:

1). Как вы думаете почему растет число правонарушений, совершаемых иногородними подростками, а также детьми из благополучных семей?

2). Согласны ли вы с мнением, что подростковая преступность напрямую связана:

с ослаблением социального контроля,

с нерациональным использованием времени и трудностями в обеспечении наказания.

«Противоправная деятельность становится для некоторых несовершеннолетних своеобразным способом проведения досуга».

4). Важно ли то, что деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних является выявление родителей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности, допускают жестокое обращение с детьми, а также иных взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Журнал «Право в школе». №3за 2008 год, №4 за 2004год, №3 за 2004 год.

    Книга «Административное право России», под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ю. Хаманевой.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. в ред. от 31.12.2014г. № 195-ФЗ
    (изм. внесены Федеральным законом от 31.12.2014г. № 505-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.; 11.01.2015.

    Конституция Российской Федерации (Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г.
    в ред. от 31.12.2014г. № 63-ФЗ (изм. внесены Федеральными законами
    от 31.12.2014г. № 542-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.17.06.1996.№ 25. Ст. 2954; 02.02.2015.