Выступление школьного логопеда на родительском собрании. Детский сад "родничок" - родительское собрание Родительское собрание логопеда в конце года

Родительское собрание логопеда

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. В группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

Совершенствование грамматического строя речи;

Обогащение, активизация словарного запаса речи;

Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Индивидуальный подход к ребенку;

Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Вся перечисленная работа проводится в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

Не ругать ребенка за неправильную речь;

Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

Задания должны быть прочитаны ребенку;

Все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика», развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность. Несколько упражнений на развитие речевого дыхания.

5. Логопедическая работа с детьми проводится 2 дня в неделю (грамота и развитие речи). Остальное время уделяется индивидуальной работе с детьми.

Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

По расширению и активизации словаря детей;

По отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

По выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;

По обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

На занятиях по звукопроизношению дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).

На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.

Игра с родителями.

«Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).

«Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:

А, У, К, Т, М, П, К;

ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;

ДОМ, ТОМ, КОМ.

Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.

Игра с родителями.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, ти, четыре, (Загибают пальцы по одному)

Пять,

Мы во двор пошли («Идут» по столу указательным

Гулять. и средним пальцами)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми пальчиками)

Кормили,

С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой руки

Катались, ладони левой руки)

А еще в снегу (Кладут ладошки на стол то одной,

Валялись. то другой стороной)

В садик все в снегу

Пришли (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой,

Руки под щеку)

Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу:

Мы как зайчики поскачем,

Как лисята побежим,

И как рысь на мягких лапах,

И как лось большой рогатый.

Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

Проверка, отработка домашних заданий;

Закрепление материалов фронтальных занятий;

Развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

Артикуляционные упражнения;

Коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.

6. Работа в домашних тетрадях.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

7. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.

Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его. Наконец, замечания стараться делать на фоне общего одобрения. Если же без порицаний не обойтись, то нужно попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.

Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.

Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. Можно заставить его механически заучивать задания, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. В какой-то момент может быть нужно пойти на риск и дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания педагога, подсмеивания друзей и т.д.

В общении с ребенком необходимо избегать слов нет, нельзя, императивных советов, готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь - постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. При этом постараться использовать местоимения я, мне, вместо ты. Например, «Я рада, что у тебя получается!», а не «Какая ты молодец!» Наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких праздников.

Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас. И чтобы эти занятия были успешными необходимо:

1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.

2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут - для детей младшей группы;

15-20 минут - для детей средней группы;

20-30 минут - для детей старшей группы.

3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать - учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.

4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».

5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.

6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.

7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.

8. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Необходимо, чтобы они усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Самое главное, что должны понять родители, - без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.


муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 3 «Ласточка» с. Мишкино

Родительское собрание

на тему:

Логопункт в ДОУ

Подготовила:

Ст. воспитатель Бикбулатова Т. В.

Добрый вечер, уважаемые родители, мы рады видеть Вас в нашем уютном зале. Сегодня наше родительское собрание будет посвящено теме Логопункт в ДОУ. Повестка родительского собрания:

  1. Что такое ПМПк, логопункт. Цель создания в дошкольном образовательном учреждении. (ст. воспитатель Бикбулатова Т. В.)
  2. Рекомендации логопеда по профилактике речевых нарушений. (учитель-логопед Бикмурзина А. Ю.)
  3. Разное (вручение грамот) (зведующий Шарипова Л. В.)

Сегодня я хочу поговорить с Вами о развитии речи детей и о том, зачем ребенку нужен логопед и логопедические занятия. Эта тема мне кажется актуальной на сегодняшний день, многие родители сталкиваются с этой проблемой, если не с первым ребенком, то со вторым.

Ребенок не рождается со сложившейся речью . Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки . Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:

  • словарный запас;
  • фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
  • грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
  • связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

К сожалению у нас в детском саду очень много детей, которые или опаздывают в речевом развитии, либо у них есть нарушения в речи, что туда входит это неправильное звукопроизношение и т.п., подробно расскажет Бикмурзина Алена Юрьевна учитель-логопед.

Чтобы попасть к логопеду, мы должны записать и обследовать вашего ребенка на ПМПк, что это такое. ПМПк –это психолого-медико-педагогический консилиум, он существует у нас в детском саду, в его состав входят заведующий, старший воспитатель, учитель –логопед, старшая медсестра, воспитатель.

Задача ПМПк –это раннее выявление и обследование ребенка, имеющие особенности в речевом развитии, психофизиологических особенностей, и создание педагогических условий.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка?

«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов - не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

Что такое ПМПК?

ПМПК - это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов, то есть вообще есть ли у вас недоразвитие речи или нет, может быть все в порядке, и в определенное время, по достижению возраста у ребенка могут появиться все недостающие звук и т.д., а также определение возможности в переводе в коррекционную группу (речевую группу).

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, с 3-х лет так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Также ежегодно проходят комиссию дети, имеющую инвалидность.

Не стоит бояться прохождения комиссии и думать что «если ребенка отправляют на ПМПК с вашим ребенком что-то не так». Дети, находящиеся в речевой группе, ежегодно проходят ПМПК, для рассмотрения динамики развития.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психолог, логопед, дефектолог, воспитатель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты - еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
  • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
  • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
  • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

Просим вас, если у ребенка есть какие-то проблемы, озвучьте их специалистам, не говорите, что все хорошо и проблем нет. Ведь если они есть, то в дальнейшем, без помощи, они сами не исчезнут.

Для родителей в логопункте есть консультационные часы ежедневно с 12.00 до 13.00 : вы пообщаетесь с логопедом , узнаете «+» и «-«успехи своего ребенка. Помните, логопед и воспитатели – вам не враги, они хотят помочь вам и вашему ребенку.

Если логопед , воспитатели рекомендуют показать ребенка медицинским специалистам – не пугайтесь. В ряде случаев (это 80% из 100) помощь медицинских специалистов просто необходима для успеха вашего ребенка. Прислушайтесь к мнению педагогов.

C 7 сентября 2017 года в нашем детском саду был открыт логопедический пункт .

Хотелось бы вам рассказать, что такое логопункт .

ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПУНКТ ?

Логопедический пункт – это место , где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу, где дети могут получить своевременную помощь логопеда . У нас в детском саду такая помощь оказывается, что позволяет нашему учреждению наиболее эффективно решать задачи всестороннего развития детей.

КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ ?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут всех детей детского сада, нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году .

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда , ставятся на очередь.

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями :

1. Нарушение произношения отдельных звуков – отсутствие звуков (рыба-ыба; луна – уна, замены (рука-лука; заяц-саяц, искажения звуков (ципленок – тсыпленок)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР, т. е. нарушение фонематического слуха (распознавания речевых звуков – чаще всего когда дети не слышат разницы между очень похожими звуками – дом-том; коса-коза) и нарушения звукопроизношения

ДОКУМЕНТЫ

Весной, будет проводится обследование детей ПМПК, в результате которого, будут отобраны дети, которым требуется зачисление на логопункт . По списку набрано 9 человек, из числа старшей и средней группы. Для зачисления ребенка на логопункт требуется пройти осмотр врачей , а так же сделать выписку из истории болезни. Для этого мы вам выдадим направление. Направление будет выдано в марте. Без обследования врачей, зачисление ребенка на логопункт производится не будет.

СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ ?

Общее количество детей для логопедической работы в течение года в детском саду составляет 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система.

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТЬСЯ НА ЛОГОПУНКТЕ ?

1. Групповые 2 раза в неделю.

2. Индивидуальные 2-3 раза в неделю.

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД НА ЛОГОПУНКТЕ ?

В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям :

1. Коррекция звукопроизношения - это постановка и автоматизация звуков. (Выработка правильных движений губ, языка)

2. Формирование фонематических процессов – обучение распознаванию речевых звуков, четко на слух определять каждый звук родного языка.

Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами, которые решаются совместно воспитателем на занятиях по развитию речи, логопедом на групповых занятиях.

Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно

VI. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям .

II. Этап постановки звука.

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука в слогах, словах и фразах. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (РА-РО-РУ-РЫ; РАМА,РАК,РАДУГА; Рома и Рита разрезали арбуз.)

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает смешивать правильное произношения звука с неправильным, т. е. например ребенок до начала работы с логопедом заменял звук Р , на звук Л, он может сказать : Ехал Глека челез реку, видит Глека в реке рак. Т. Е. ребенок соскальзывает с правильной артикуляции на неправильную, тогда проводиться работа по разграничению этих звуков на слух и по артикуляции.

ЧЕМ ЛОГОПУНКТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ?

Можно назвать несколько основных отличий :

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада . Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах и группах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 16 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются до 20 человек

В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями.

- Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

На логопункте дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада или группы . Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу .

Что же касается программы. В логопедической группе – в коррекционную программу встроена общеразвивающая.

На логопункте – в общеразвивающую программу встроена коррекционная.

В заключении хотелось бы дать несколько рекомендации (рекомендации, ответы на вопросы, дополнительная информация) .

Спасибо за внимание!


Выступление на родительском собрании на тему: «Добро пожаловать в логопункт!»

Учитель-логопед Волгина С.В.

Цель:

    Познакомить родителей с назначением логопункта.

    Дать родителям понятие о методах обследования ребенка.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу поговорить с Вами о развитии речи детей и о том, зачем ребенку нужен логопед и логопедические занятия. Ребенок не рождается со сложившейся речью . Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки . Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает :

    сл о варный запас;

    фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);

    грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

    связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

    Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Залогом успеха коррекционной работы являются :

    медикаментозное лечение (по показаниям врача);

    регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);

    контроль за речью ребенка.

Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители! Желаю вам и вашим детям успехов в предстоящей работе по овладению родным языком. Будем рады видеть Вас в нашей логопедической группе! В конце собрания родителям вручаются буклеты «Зачем ребенку нужен логопед и логопедические занятия?»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Для развития речи большое значение имеют сенсрорные игры , основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи. Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка. В своей работе я использую такие игры:

-«Волшебный мешочек» или «сказочный мешочек». В мешочках находятся животные. Сначала ребята вытаскивают и называют животных. Усложняя задачу, даю задание придумать и рассказать сказку или историю про животного. -«Волшебную коробочку». Отличная игра для развития тактильных ощущений и развития речи. Добиваюсь полных ответов в описании найденных предметов.

- «Палитра» более усложненный вариант сенсорной игры. Предназначен для индивидуальной работы с самопроверкой, на восприятие формы, нахождение частей целого. Некоторые ребята сначала с большим интересом берутся играть в «Палитру», но когда оказывается не все так просто и цветные фишки раскладывать нужно не так как хочется, а в определенном порядке. Тогда желание немного пропадает и тут важно не упустить момент. Обязательно иду на помощь.

Развитие мелкой моторики пальцев рук , является одним из важнейших стимулирований речевого развития. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускается переутомление. Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

Помимо пальчиковой гимнастики, помогает набор винтиков и гаечек, винтовые цветочки. Винтики и гаечки можно соединять и по цвету, и по форме. Цветочные винтики подходят больше для индивидуальной работы. Можно покрутить, пощупать. Описать цвет лепесточков, придумать небольшой рассказ. Очень эффективной формой для развития мелкой моторики является мозаика. Сложить соответственно представленным образцам не так уж и просто, нужно включить и логику.

Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете. Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму.

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Упражнение "Необыкновенные следы" .
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

«Дорожки из песка». Покажите ребёнку,как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;

Развиваются первичные произносительные умения и навыки;

Пополняется и активизируется словарь;

Корректируется грамматический строй речи, связная речь;

Развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

Формируются навыки чтения и письма.

Тренировка дыхания немаловажный элемент в методике преподавания логопеда. Игра «Подуй на шарик» одна из любимых у ребят. Они уже сами строят лабиринты, знают, как правильно дуть (задача не надувать в щеки). Дуют на шарики разных размеров, веса. Это приучает к внимательности: дуть сильно или нет.

Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование слоговой структуры слов.

Пополнение активного и пассивного словаря.

Формирование навыков звукового анализа и синтез.

Развитие общей и мелкой моторики.

Работа над речевым дыханием.

Развитие психологической базы речи.

В целом, данная система коррекционно-развивающей работы при организации предметно-развивающей среды с учетом личностно-ориентированного подхода зарекомендовала себя и даёт хорошую динамику в развитии детей уже в течение двух лет.
Работа с воспитателями проходит в виде консультаций по конкретным детям и эффективным методам и приемам работы с ними. Мною посещаются занятия, мероприятия, где я могу понаблюдать за ребенком, увидеть его в других видах деятельности.

Работа с родителями также ведется в индивидуальном порядке: консультации, беседы. У каждого ребенка есть папка взаимосвязи родителей с учителем-логопедом, в которой находится тетрадь с заданиями. Рисунки на лексические темы.

Без помощи родителей учитель-логопед, проводя, как вы уже знаете краткие по времени занятия не достигнет тех результатов, которые должны быть достигнут.

Мне хочется поблагодарить вас за активное участие в моей работе. И объявляется конкурс на поделку «Буквы учим быстро мы». Необходимо сделать объемные буквы, какие ребята вытащили сами.

Родительское собрание № 3.

Тема: «Результаты логопедической работы за 20015/2016 учебный год».

Время проведения: III период обучения, май.

План:

1. Итоги работы за год.
2. Задания на лето.
3. Индивидуальные беседы с родителями.

1. На конец учебного года в группе 14 детей. Результаты работы по коррекции звукопроизношения следующие.
В течение года плановая работа проводилась на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по звукопроизношению,

по развитию связной речи,

по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении домашних заданий.
К концу учебного года дети научились основам звукобуквенного анализа (выделению звука в начале, середине, конце слов), научились чтению слогов и простых слов. Усовершенствовалась связная речь детей: они научились определять последовательность событий в рассказе, составлять рассказ с опорой на план, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос. В следующем году эти умения будут совершенствоваться. На занятиях дети упражнялись в правильном употреблении грамматических форм речи (словесные игры «Чего не стало?», «1, 2, 5», «Один – много», «Назови ласково» и др.). На каждом занятии проводились игры на развитие мелкой моторики рук и речедвигательные упражнения. В процессе логопедической работы проводились упражнения на развитие правильного дыхания и темпо – ритмической стороны речи.
В целом наблюдаются позитивные изменения в речевом развитии детей, в развитии психических процессов. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся речевых ошибок, охотно идут на речевой контакт, активно участвуют в занятиях.

2 Результаты логопедического обследования

Лексичес-

кая сторона речи (словар-ный запас)

  • точно подбирать слова;
  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
  • употреблять сложные слова (например: длинноногий);
  • пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
  • подбирать метафоры (например: туча комаров);
  • использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову) ;

подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоиз-менения

б) Навыки словооб-разования

  • изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
  • употреблять различные предлоги;
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
  • согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
  • правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи) ;
  • образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел) ;
  • образовывать название детенышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

  • ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);
  • пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
  • ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
  • замены суффиксов (козлята – «козленки»);
  • замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

Связная речь

  • свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
  • рассказывать о пережитых событиях;
  • пересказывать содержание сказки, рассказа;
  • описывать окружающие предметы;
  • раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений.

Чтение сказок, рассказов, стихотворений детских писателей А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, С.Я. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, Дж. Родари, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм и др.
- Развитие мелкой моторики рук, т.е. выстригание ножницами, работа с пластилином, рисование в «раскрасках», работа со специальными прописями для детей 5-6 лет.
- Звукопроизношение закрепляется в работе по тетрадям, кроме того, родители осуществляют контроль автоматизированных звуков в обычной речи ребенка.

3. Индивидуальные беседы с родителями. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей , бумага, ручки, цветные карандаши.

Ход собрания

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Вы, возможно, еще не все знакомы между собой. Я вам предлагаю познакомиться. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: “Я, Елена Александровна, мама Иванова Вани”.

Мы познакомились. Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию).

Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 20. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в детском саду была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим.

Наша группа называется речевой или логопедической.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин “логопедия” образован от греческих слов “логос” (речь, слово), “пейдео” (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает “воспитание речи”. Специалист, занимающийся коррекцией речи (или “воспитанием речи”), называется логопедом. В нашей группе, помимо воспитателей с детьми занимается логопед.

Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение ОНР. ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

А именно, работа с детьми проводиться по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

Совершенствование грамматического строя речи;

Обогащение, активизация словарного запаса речи;

Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей.

Сейчас немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на:

Занятия по формированию лексико-грамматического строя;

Занятия по формированию связной речи;

Занятия по подготовке к обучению грамоте.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

Для закрепления материала дома вам будут даваться тетради. Здесь также вся тетрадь построена по тематическому принципу. Как работать с тетрадями остановимся дальше.

На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать. Мы будем учиться.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений.

Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям.

На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.

Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.

Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах. Словах, фразах и предложениях.

Все, что я вам рассказала касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите пожалуйста в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

Коррекция звукопроизношения;

Формирование грамотной, выразительной речи;

Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

Усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

Индивидуальный подход к ребенку;

Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.