Космологические учения предшественников коперника. Василий Зубов Галилей и борьба за новую систему мира Сколько всего описывает систему мира фракасторо

(Fracastoro Girolamo, 1478-1553) - итальянский ученый, врач, писатель, один из представителей итальянского Возрождения.

Мед. образование получил в Падуе. Ранние работы Дж. Фракасторо посвящены геологии, оптике, астрономии, философии.

Дж. Фракасторо систематизировал и обобщил установленное его предшественниками положение о специфическом и размножающемся заразном начале - «контагии» и дал направление дальнейшему исследованию заразных болезней. Поэтому утверждение, что он является основоположником учения о контагии (заразе), неверно. Его первая работа, посвященная сифилису, «De morbo gallico» (1525) не была закончена. Материалы этого исследования вошли в изданную в 1530 г. в Вероне поэму «Syphilis, sive morbus gal-licus», к-рая была переведена на русский язык в 1956 г. под названием «О сифилисе». Крупнейшая мед. работа Дж. Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) многократно переиздавалась. Обобщив взгляды предшественников, начиная с авторов античной древности до современных ему врачей, а также свой опыт, Дж. Фракасторо впервые сделал попытку создать общую теорию эпидемических болезней и дать описание ряда отдельных болезней - оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы и др. Первая книга посвящена общим теоретическим положениям, вторая - описанию отдельных заразных болезней, третья -лечению. По определению Дж. Фракасторо, «контагий - это тождественное поражение, переходящее от одного к другому; поражение совершается в мельчайших и недоступных нашим чувствам частицах и начинается с них». Он различал специфические «семена» (т. е. возбудители) определенных болезней и установил три вида их распространения: непосредственным соприкосновением, через посредствующие предметы п на расстоянии. Значительное влияние оказало учение Фракасторо на Г. Фаллопия, Меркуриали (G. Mercuriali), Кирхера (A. Kircher) и др.

На родине Дж. Фракасторо в Вероне в 1555 г. ему был сооружен памятник.

Соч.: Syphilis, sive morbus gallicus, Verona, 1530 (рус. пер., М., 1956); De sympathia et antipathia rerum liber unus. De contagione et contagiosis morbis et curatione libri tres, Venetiis, 1546 (рус. пер., М., 1954).

Библиогр.: Бессмертный Б. С. Фракасторо и его роль в истории учения об инфекции, Журн. микр., эпид. и им-му н. , № 6, с. 82, 1946; 3 а б л у д о в-с к и й П. Е. Развитие учения о заразных болезнях и книга Фракасторо, в кн.: Фракасторо Д. О контагии, контагиозных болезнях и лечении, пер. с латин., е. 165, М., 1954; Major R. Н. Classic descriptions of disease, p. 37, Springfield, 1955; Singer C. a. Singer D. The scientific position of Girolamo Fraca-storo, Ann. med. Hist., v. 1, p. 1, 1917.

П. E. Заблудовекий.

Удивительные умы и имена подарила миру эпоха европейского Возрождения. Один из величайших учёных энциклопедистов, значительно опередивший своё время, – Джироламо Фракасторо (1478-1553). Он родился в Италии, в Вероне 540 лет назад и был талантлив во всём: в философии, во врачебном искусстве, как учёный–исследователь в медицине, математике, астрономии, географии, он занимался литературной деятельностью (поэзией и прозой), которая была весьма разнообразной. Дж. Фракасторо закончил Падуанский университет, став одним из самых образованных людей своего времени. В университете в его ближайшем окружении были ставшие впоследствии выдающиеся деятели эпохи Возрождения (астроном Николай Коперник, писатель Наваджеро, географ и историк Рамузио и др.).
После окончания университета (в 20 лет он уже преподавал логику) Фракасторо поселился в Падуе, жил в Вероне, в Венеции, а позже переехал в Рим, где стал придворным врачом-консультантом римского папы Павла III. Научные труды Дж. Фракасторо посвящены астрономии (предложил модель солнечной системы в соответствии с теорией Н. Коперника, ввёл понятие «полюс Земли»), вопросам психологии и философии, которые он отразил в своих «Диалогах» («О душе», «О симпатиях и антипатиях», «О разумении»), медицине и другим проблемам.
В 1530 году вышла в свет поэма Дж. Фракасторо, ставшая классической, «Сифилис или о галльской болезни», где он рассказывает о пастухе, которого звали Сифилус. Пастух за неправильный образ жизни навлёк на себя гнев Богов и был наказан тяжёлой болезнью. Благодаря Дж. Фракасторо «галльскую болезнь» и стали называть «сифилисом» — по имени пастуха из поэмы, которая содержала не только описание болезни, пути заражения, но и рекомендации по борьбе с ней. Поэма стала важным санитарным руководством. В то время, когда сифилис был очень распространён, она сыграла большую просветительскую и психологическую роль.
Дж. Фракасторо создал учение о заразных болезнях и считается основоположником эпидемиологии. В 1546г. было опубликовано его произведение «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». Дж. Фракасторо проанализировал и обобщил представления о происхождении и лечении заразных болезней своих предшественников – Гиппократа, Фукидида, Аристотеля, Галена, Плиния Старшего и др.
Он разработал учение о контагии (помимо существовавшей миазматической теории создал теорию контагиозную) – о живом, размножающемся начале, способном вызвать болезнь, описал симптомы многих инфекционных заболеваний (оспа, корь, чума, чахотка, бешенство, проказа, сыпной тиф и др.), был убеждён в специфичности контагий, в том, что они выделяются больным организмом. Он ввёл понятия «инфекция». Выделил три пути заражения: через непосредственное соприкосновение, опосредованно через предметы и на расстоянии. Одну из частей своей книги он посвятил методам лечения. Дж. Фракасторо разработал систему предохранительных мероприятий. Во время эпидемий рекомендовал изоляцию больного, специальную одежду для ухаживающих, красные кресты на дверях домов заболевших, закрытие торговых и других учреждений и др. Труды Дж. Фракасторо с интересом читали его современники и люди последующих поколений. Скончался Дж. Фракасторо в 1553 году в Аффи. В 1560г. отдельным томом вышли его письма, представляющие большой научный и литературный интерес, а в 1739г. были опубликованы стихи. В Вероне, родном городе Фракасторо, ему был поставлен памятник.

Дата смерти:

17.03.1553

Наука: Астрономы , Математики , Учёные , Философы

Искусство: Писатели , Поэты

Георафия жизни:

Род деятельности:

Врач, поэт, писатель, учёный, астроном, математик, философ

Фракасторо (Fracastoro) , Джироламо (1478, Верона, Италия - 17.03.1553) - итальянский врач, создатель учения о заразных болезнях, поэт, писатель и ученый, один из самых образованных людей своего времени, преуспевший в медицине, астрономии, математике, философии, литературе и поэзии. Родился в Вероне, учился в Падуанском университете. Здесь Фракасторо, по установленному в те времена порядку, сначала изучал гуманитарные науки - грамматику, диалектику, риторику, затем философию и математику и, наконец, специальные дисциплины - астрономию и медицину. Здесь, в Падуе, среди товарищей и ближайшего окружения Фракасторо были известные впоследствии деятели итальянского Возрождения - историки и писатели Наваджеро и , географ и историк Рамузио, астроном Николай Коперник. В двадцать лет уже преподавал там логику. Некоторое время был врачом-консультантом папы Павла III, имел обширную медицинскую практику. Автор важных научных работ: по астрономии «Homocentrica sive de stellis liber» (1538), в которой предложил модель солнечной системы, основанную на теории Коперника (кстати, именно он первым ввел термин «полюс» применительно к Земле); по медицине «De contagione et contagiosis morbis» (1546, Венеция; 1550, Лейден; есть рус. пер.: «О контагии, о контагиозных болезнях и лечении - книги три» , Издательство АН СССР, 1954; первая книга посвящена общим теоретическим положениям, вторая - описанию заразных болезней, третья - лечению). Обобщив взгляды предшественников, начиная с авторов античности до современных ему врачей, он впервые сделал попытку дать общую теорию эпидемических болезней и описание целого ряда заразных недугов: оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы и т. д. Фракасторо по праву можно считать основоположником науки эпидемиологии: он впервые заговорил об истинной природе болезни, способах ее распространения и о ее переносчиках - бактериях. Широкую известность и распространение приобрела его поэма (и одновременно медицинский трактат) о венерической болезни «Сифилис, или Галльская болезнь» («Syphilis sive Morbus Gallicus» , Верона, 1530), переведенная на основные европейские языки. Поэма не только дала название распространившемуся в то время заболеванию (герой поэмы - молодой пастух по имени Сифилис), но и содержала описание заболевания и врачебные рекомендации по борьбе с ним, и стала важным психологическим и санитарным руководством. Круг интересов ученого-энциклопедиста был необычайно широк. В диалоге «Наугерий, или О поэзии» (1553) Фракасторо доказывает, что поэзия - не развлечение и не иллюстрация; ее предмет - прекрасное, совершенное и целесообразное «просто» (simpliciter), а высший ее жанр - героический. Его «Диалоги» («О разумении» , «О душе» , «О симпатиях и антипатиях» ) посвящены проблемам философии и психологии. Современники с интересом читали его «Суждения о виноделии» и внимали рекомендациям его трактата «О лечении охотничьих собак» . Отдельным томом вышли его письма в многотомном собрании «Письма тридцати знаменитых людей» (Венеция, 1560). А затем, уже два столетия спустя, в 1739 г. были напечатаны его стихи. Прах Фракасторо был перевезен в родной город, Верону, где ему в 1555 г. был поставлен памятник. Выдающийся ученый и гуманист Средневековья был столь высокого мнения о талантах и заслугах Фракасторо перед наукой, что сложил поэму в его честь. Что же касается второго названия болезни - «французская болезнь», - то так называли ее итальянцы, утверждая, что в их страну сифилис занесли французы во время итальянских войн (при Карле VIII, Людовике XII и Франциске I). Французы же, в свою очередь, утверждали, что подхватили сифилис в Неаполе, и для них он был «неаполитанской болезнью» (сифилис был завезен в Европу из Америки матросами Христофора Колумба).


В священной еврейской книге, Библии, упоминается о «египетских казнях»; в древних папирусах, написанных на берегах Нила за четыре тысячи лет до нашей эры, описываются болезни, в которых легко узнать оспу и проказу. Для борьбы с эпидемией в Афины вызвали Гиппократа. Однако в античном мире человеческие поселения находились на значительном расстоянии друг от друга, а города не были перенаселены. Поэтому эпидемии в те времена не влекли за собой значительных опустошений. Кроме того, большое влияние имела и гигиена, которая в основном соблюдалась. В средние века, в Европе, простые средства: вода и мыло были забыты; вдобавок в окруженных крепостными стенами городах, царила необыкновенная скученность. Поэтому нет ничего удивительного, что эпидемии в этих условиях ширились ужасающим образом. Итак, эпидемия чумы возникшая в 1347...1350 годах, повлекла за собой в Европе 25 миллионов человеческих жертв, а в 1665 году в одном только Лондоне от чумы погибли сто тысяч человек. Считают, что в XVIII веке эпидемии оспы погубили в Европе не меньше 60 миллионов человек. Люди довольно рано заметили, что центрами эпидемии являлись в основном грязные и перенаселенные городские трущобы, где ютилась беднота. Поэтому во время эпидемии власти следили за подметанием улиц, очисткой сточных канав. Из пределов города вывозили сор и отходы, уничтожали бездомных собак и котов. Однако никто не обращал внимания на крыс, которые – как установлено позже – являются переносчиками чумы.

Младшим современником и соотечественником Боккаччо был врач Джироламо Фракасторо. Он жил в середине XVI столетия, в эпоху позднего Возрождения, столь богатого выдающимися открытиями и замечательными учеными.

Джироламо Фракасторо, итальянский врач, астроном и поэт, родившийся в 1478 и умерший в 1533 году, впервые задумался над тем, как распространяются заразные болезни и как надо с ними бороться. Ученому принадлежат термины «инфекция» и "дезинфекция». Эти термины охотно применял затем известен врач К. Гуфеланд в конце XVIII - начале XIX в. Труды Дж. Фракасторо и другие обстоятельства, меры по борьбе с эпидемиями способствовали некоторому их сокращению, во всяком случае, таких масштабных повальных болезней. как в XIV в., в Европе уже не было, хотя они постоянно грозили населению.

Фракасторо окончил Падуанский университет и поселился в Падуе. Потом некоторое время жил в Вероне, в Венеции, а к старости переехал в Рим, где занял должность придворного врача римского папы. В 1546 году напечатал трехтомный труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении», плод его многолетних наблюдений и исследований. В этом труде Фракасторо указывает, что болезни передаются или через прямое соприкосновение с больным, или через его одежду, постель, посуду. Однако есть и такие болезни, которые переносятся на расстояние как бы по воздуху, и они хуже всего, так как в этом случае трудно уберечься от заражения. В качестве самого действенного средства против распространения заразы, Фракасторо выдвинул изоляцию больных и дезинфекцию, то есть по тогдашним понятиям тщательную уборку и очистку места, где находился больной. Еще и теперь можно признать эти требования справедливыми, хотя мы знаем, что одной очистки и уборки мало, необходима дезинфекция противоэпидемическими средствами, каких в распоряжении современников Фракасторо не было. По совету Фракасторо на дверях домов, где находились больные, стали красной краской писать крест, по его требованию во время эпидемии запирали лавки, учреждения, суды и даже парламенты, не впускали в церкви нищих и запрещали собрания.

Фракасторо считается одним из основоположников эпидемиологии. Он впервые собрал все сведения, накопленные медициной до него, и дал стройную теорию о существовании «живого контагия» - живой причины заразных болезней.

Положения этой теории вкратце сводятся к следующим тезисам.

Наряду с существами, видимыми простым глазом, есть бесчисленное количество живых «мельчайших и недоступных нашим чувствам частиц», или семян. Эти семена обладают способностью порождать и распространять подобных себе. Невидимые частицы могут поселяться в гнилой воде, в остающейся после наводнения на суше мертвой рыбе, в падали, могут проникать и в человеческое тело. Поселяясь в нем, они вызывают болезнь.

Пути их проникновения весьма разнообразны. Фракасторо различал три вида заражения: через соприкосновение с больным, через соприкосновение с предметами, бывшими в употреблении больного, и, наконец, на расстоянии - через воздух. При этом каждому виду заражения соответствовал свой, особый контагий. Лечение болезни должно быть направлено как на облегчение страданий больного, так и на уничтожение размножающихся частиц контагия.

Смелость обобщений Фракасторо была очень велика. Ученому пришлось бороться с множеством предрассудков, предвзятых мнений; он не посчитался с авторитетом отца медицины - Гиппократа, что уже само по себе для того времени было неслыханной дерзостью. Любопытно, что теория Фракасторо была лучше принята народом, чем коллегами-медиками: такова была сила более чем двухтысячелетнего авторитета Гиппократа!

Фракасторо не только дал общую теорию «живого контагия». Он разработал систему предохранительных мероприятий. Чтобы не допустить распространения контагия, больных рекомендовалось изолировать; ухаживали за ними люди в специальной одежде - длинных балахонах и масках с прорезями для глаз. На улицах и дворах жгли костры, часто из пород дерева, дающего едкий дым, например можжевельника. С пораженным эпидемией городом прерывалось свободное сообщение. Торговля производилась на специальных заставах; деньги опускали в уксус, товары окуривали дымом. Письма из конвертов вынимали щипчиками.

Все это, особенно карантины, препятствовало распространению заразных болезней. В какой-то степени эти меры применяются и по сей день. Кто не знает о дезинфекции, которую производят в доме заболевшего дифтерией, о строгом режиме инфекционных больниц.

Карантины и противоэпидемические кордоны нарушали нормальную жизнь страны. Иногда среди населения, не понимавшего всей важности принимаемых мер, вспыхивали стихийные бунты (например, «чумной бунт» в Москве в 1771 году). К тому же «начальство» давало иногда такие путаные и темные объяснения о цели карантинов, что люди их не понимали. Вот интересный отрывок из дневника А. С. Пушкина 1831 года (года большой эпидемии холеры).

«Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку. Я стал расспрашивать их. Ни они, ни я хорошенько не понимали, зачем они стоят тут с дубинами и с повелением никого не пускать. Я доказывал им, что, вероятно, где-нибудь учрежден карантин, что я не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета».



Поскольку ось третьей сферы располагается в плоскости эклиптики (на экваторе второй), то для получения траектории планеты среди звёзд необходимо представить себе, что гиппопеда перемещается вдоль своей длины (влево в горизонтальном направлении на рис. 4,а). При этом между точками 1 и 7 имеет место прямое движение планеты, в районе точки 7 планета поворачивает, совершает попятное движение вплоть до точки 12, затем вновь поворачивает и снова совершает прямое движение. При этом планета пересекает плоскость эклиптики трижды (когда она находится в точках гиппопеды 6, 9 и 12). В этом кроется существенный недостаток теории Евдокса (в реконструкции Скиапарелли), поскольку во время попятного движения планета либо не пересекает эклиптику вовсе (если планета описывает петлю), либо пересекает лишь один раз (если она описывает зигзаг). Но самая большая проблема этой теории - то, что она вообще не может воспроизвести попятные движения некоторых планет, а именно, Марса и Венеры .

Альтернативную реконструкцию планетной теории Евдокса предложили советский историк науки Иван Николаевич Веселовский и израильский учёный Идо Яветц . В этой реконструкции предполагается, что угол между планетой и полюсом третьей сферы равен углу между полюсами третьей и четвёртой сфер, то есть планета не находится на экваторе четвёртой сферы, как в модели Скиапарелли (рис. 3,б). Второе отличие от традиционной интерпретации заключается в трактовке свидетельства Симпликия о равенстве периодов обращений сфер: предполагается, что имелись в ввиду периоды вращения и третьей, и четвёртой сфер относительно второй. Это возможно только в том случае, если угловая скорость вращения третьей сферы относительно четвёртой в два раза превышает угловую скорость четвёртой сферы относительно третьей (то есть при совпадении осей вращения этих сфер планета двигалась бы по кругу). В реконструкции Веселовского-Яветца комбинация движений по третьей и четвёртой сферам приводит к восьмеркообразной траектории, но её ветви не пересекаются в центре, а касаются (рис. 4,б). Существуют некоторые косвенные доводы в пользу версии Скиапарелли . Возможно, только обнаружение новых документов поможет окончательно прояснить этот вопрос.

В любом случае, для моделирования небесных движений Евдоксу в общей сложности понадобилось 27 сфер: одна для неподвижных звёзд, по три для Солнца и Луны, по четыре для пяти планет.

Каллипп

Развитием теории концентрических сфер занялся Каллипп из Кизика , живший поколением позже Евдокса и иногда считающийся его учеником. Вероятно, целью Каллиппа было моделирование неравномерности движения Солнца и Луны вдоль эклиптики и объяснение попятных движений Марса и Венеры, отсутствовавших у Евдокса . Каллипп добавил по двум дополнительным сферам для Луны и Солнца и по одной сфере для Марса, Венеры и Меркурия, в то время как модели для Юпитер и Сатурна оставил без изменений. Таким образом, в системе Каллиппа количество сфер возросло до 34.

По предположению Скиапарелли, две дополнительные сферы Солнца и Луны могли создавать маленькие гиппопеды, изменявшие скорость их движения вдоль эклиптики. В случае планет, три внутренних сферы у Каллиппа вместо двух у Евдокса приводили к изменению формы гиппопеды (появляется как бы по бантику на вершинах, рис. 5), что позволяло смоделировать попятные движения Марса и Венеры и уточняло модель Меркурия .

Аристотель

По свидетельству Аристотеля, астрономы более раннего периода полагали планеты движущимися самостоятельно, не будучи прикреплёнными к каким-либо материальным оболочкам , так что Евдокс и Каллипп вряд ли считали теорию сфер физической моделью устройства планетной системы (скорее всего, лишь математическим способом вычисления положений планет на небе). «Материализацию» сфер Аристотель считал своим собственным достижением. Теория гомоцентрическх сфер полностью соответствовала его философии, где предполагалось, что «надлунный» мир состоит из особого небесного элемента - эфира, свойством которого является неизменность и вечность; отсюда следовало, что небесные тела должны совершать равномерное движение по окружностям, центр которых совпадает с центром мира. Разработку «физического» обоснования теории гомоцентрических сфер Аристотель осуществил в своём трактате Метафизика . В теории Аристотеля сферы механически связаны, причём движение от каждой внешней сферы передаётся внутренним. Отсюда следует, что эти сферы должны были быть твёрдыми; кроме того, поскольку мы видим сквозь них, они должны были быть прозрачными, как хрусталь.

В модель Каллиппа, которая была математической основой его системы, Аристотель добавил дополнительные сферы, единственным назначением которых было компенсировать движение вышележащих сфер. Таким образом, Аристотель был вынужден добавить по четыре сферы Солнцу, Меркурию и Марсу и по три сферы Юпитеру и Сатурну (светила перечислены в порядке удаления от Земли в системе Аристотеля). Итого, в его системе мира движения небесных тел объяснялись посредством 56 сфер.

Критика теории гомоцентрических сфер в античности

Древним астрономам было известно, что в некоторых существенных элементах эта теория противоречит наблюдаемым явлениям, причём это противоречие невозможно было преодолеть введением новых сфер. Проблема заключалась в самой сущности теории: каждое из светил движется по сфере, центр которой совпадает с центром Земли, то есть расстояние от светила до Земли должно оставаться неизменным. Но греки уже хорошо знали, что это не так:

  1. Некоторые планеты очень сильно меняют свой блеск (например, Марс в середине попятного движения выглядит значительно «больше», чем в другое время);
  2. Луна даже при наблюдении невооружённым глазом при одних и тех же условиях не всегда имеет один и тот же угловой размер;
  3. Наблюдения Луны с угломерными инструментами показывают, что её видимый размер меняется в отношении 11 к 12;
  4. Солнечные затмения , бывают полными (когда диск Солнца полностью закрыт Луной) или кольцеобразными (когда диск Луны немного меньше диска Солнца).

Все эти факты несовместимы с предположением о неизменности расстояний небесных тел от Земли.

Согласно Симпликию, обо всех этих фактах знал уже Аристотель, который в своей не дошедшей до нас книге Физические проблемы высказывал неудовлетворённость теорией концентрических сфер. Автолик из Питаны попытался преодолеть эти недостатки, но безуспешно.

Другим недостатком теории гомоцентрических сфер была её непрактичность: с её помощью было практически невозможно вычислять координаты планет.

По этим причинам теория гомоцентрических сфер уступила место более совершенной теории - теории эпициклов, с которой и связаны основные успехи математической астрономии античности (Гиппарх , II век до н. э., Птолемей , II век н. э.).

Теория гомоцентрических сфер в Средние века и Эпоху Возрождения

Начиная с поздней античности и особенно в средневековье и даже в эпоху Возрождения сильным доводом в пользу этой теории гомоцентрических сфер было её соответствие философии Аристотеля. Знаменитый философ Аверроэс призывал отказаться от теории Птолемея в пользу Аристотеля. Различные модификации теории концентрических сфер создавались на протяжении всего средневековья и эпохи Возрождения: ал-Битруджи , XII век , Региомонтан , XV век , Джиованни Баттиста Амико, XVI век , Джироламо Фракасторо , XVI век . Однако успехи теоретической и наблюдательной астрономии посткопериканского периода привели к тому, что теория гомоцентрических сфер перестала восприниматься всерьёз, а вскоре (в XVII веке) была оставлена и сама геоцентрическая система мира .

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

  • И. Н. Веселовский, Очерки по истории теоретической механики. М.: Высшая школа, 1974.
  • С. В. Житомирский, Античная астрономия и орфизм. М.: Янус-К, 2001.
  • О. Нейгебауер, Точные науки в древности. М.: Наука, 1968. Online
  • М. М. Рожанская, Механика на средневековом Востоке. М.: Наука, 1976.
  • И. Д. Рожанский, История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.: Наука, 1988.
  • E. J. Aiton, Celestial spheres and circles. History of Science, Vol. 19, pp. 76-114, 1981. Online
  • V. di Bono, Copernicus, Amico, Fracastoro and Tusi’s Device: Observations on the Use and Trasmission of a Model. Journal for the History of Astronomy, V. 26, p.133, 1995. Online
  • J. L. E. Dreyer, History of the planetary systems from Thales to Kepler. Cambridge University Press, 1906. PDF
  • J. Evans, The History and Practice of Ancient Astronomy. New York: Oxford University Press, 1998.
  • T. L. Heath, Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus: a history of Greek astronomy to Aristarchus. Oxford, Clarendon, 1913; reprinted New York, Dover, 1981. PDF
  • C. M. Linton, From Eudoxus to Einstein: A history of mathematical astronomy. Cambridge University Press, 2004.
  • H. Mendell, Reflections on Eudoxus, Callippus and their Curves: Hippopedes and Callippopedes. Centaurus, vol. 40, No. 3-4, pp. 177-275, 1998.
  • R. C. Riddel, Eudoxan Mathematics and the Eudoxan Spheres. Arch. Hist. Exact Sci., V. 20, pp. 1-19, 1979.
  • M. H. Shank, Regiomontanus and Homocentric Astronomy. Journal for the History of Astronomy, V. 29, p.157, 1998. Online
  • N. M. Swerdlow, Aristotelian Planetary Theory in the Renaissance: Giovanni Battista Amico’s homocentric sphere. Journal for the History of Astronomy, V. 3, p.36, 1972.